Лоукостер «Победа» увеличит цены на рейсы в Россию почти в полтора раза
В Чите застрелили еще одного медведя, угрожавшего горожанам
Что делать и куда звонить, если пропал свет
В интернете продают некачественную икру
В Якутии в огне пожара погибли два человека

ИА SakhaNews. Эксплуатация Ан-140 стала для "Якутии" слишком дорогим удовольствием, и авиакомпания приостановила эксплуатацию всех своих четырех турбовинтовых самолетов Ан-140, три из которых перевозчик получил по договору лизинга от "Сбербанк Лизинг". Об этом сообщил в интервью РИА Новости председатель правления, и.о. гендиректора "Сбербанк Лизинг" Кирилл Царев.

Он, в частности, пояснил, что самолет Ан-140 признан авиакомпанией "Якутия" неэффективным, "и мы сейчас вместе с ней ищем выходы".

Напомним, что это воздушное судно задумывалось как замена устаревшим самолетам Ан-24 и Ан-26 и производилось в Харькове, Самаре и в одном из городов в Иране. Авиакомпания "Якутия" одной из первых стала его эксплуатировать, причем все это сопровождалось многочисленными инцидентами.

В июле 2005 года на нашем портале появилась первая информация об этом самолете. В ней управляющий директор «Авиакор-Авиационный завод» Сергей Лихарев сообщал, что все сборочные работы будут закончены уже к 24 июля, "на очереди за первым Ан-140 стоят еще пять самолетов".

"Якутия" одной из первых авиакомпаний Российской Федерации выразила заинтересованность в самолете Ан-140. Контракт на поставку авиакомпании трех машин этого типа на условиях финансового лизинга был подписан в августе в ходе международной авиавыставки МАКС-2005. Причем, тогда еще председатель правительства Республики Саха(Якутия) Егор Борисов поручил минтрансу Якутии оформить гарантии – до 10 ноября - на покупку до конца 2007 года семи Ан-140.

Приобрести семь таких самолетов не получилось, возможно, потому, что и с четырьмя пришлось помучиться.

Первый самолет Ан-140 прибыл в Якутск 6 сентября 2005 года. Завод "Авиакор" построил этот самолет для Финансовой лизинговой Компании, которая передала его авиакомпании "Якутия" в лизинг на 15 лет.

Первый полет этого самолета по городам Сибири - в октябре 2005 года - подавался в СМИ как событие в истории самолетостроения, как России, так и Украины.

А в декабре 2005 года произошла трагедия. Ан-140, выполнявший рейс Баку – Актау (Казахстан), потерпел катастрофу примерно через 20 минут после взлета в бакинском аэропорту. На борту самолета находились 23 человека – 18 пассажиров и пять членов экипажа. Все они погибли.

Основная версия Генпрокуратуры Азербайджана - причиной падения Ан-140 могла стать неисправность в системе управления воздушным судном. Азербайджан приостановил эксплуатацию этого самолета. В Якутии эта новость вызвала очередную волну критики руководства республиканской авиакомпании: в местных СМИ выступали многие авиаспециалисты. "По их мнению, выделенные на приобретение новых Ан-140 средства, гораздо разумнее потратить на модернизацию простых и надежных Ан-24, производство которых прекратилось, по мнению специалистов, во многом благодаря действиям «авиационного лобби», а не в силу объективных причин". Якутские летчики и авиатехники считали, что Ан-140 еще «сырой», а потому требует соответствующей «доводки».

Тогда же припомнили, что эта модель начала разрабатываться еще в 1993 году, первый полет состоялся в сентябре 1997 года. Серийное производство началось в 2001 году на Харьковском государственном авиационном производственном предприятии, а затем по лицензии в России и Иране. Всего на тот момент было произведено 14 самолетов.

23 декабря 2002 года Ан-140 украинской компании «Аэромост-Харьков», следовавший из Харькова в иранский Исфахан, врезался в гору при посадке (погибли 44 человека). Еще один инцидент с данным типом самолета произошел также в Иране 12 августа 2005 года, когда Ан-140 местной компании Safiran Airlines загорелся при посадке в аэропорту Арака (к счастью, никто не пострадал).

30 сентября 2005 года самолет Ан-149 выполнил первый полет с пассажирами на борту по маршруту Якутск-Хабаровск, а 11 октября в аэропорту "Якутск" с этим самолетом произошло первое "ЧП". Во время посадки воздушного борта, выполнявшего рейс по маршруту "Хабаровск-Якутск", у него отказала гидросистема. Так и не завершив посадочный пробег, Ан-140 остановился прямо на середине полосы.

По словам сотрудников авиатехнической базы, "это не первая поломка, случившаяся с самолетом. Незадолго до этого случая при посадке в Хабаровске у лайнера возникли проблемы с шасси, и лишь по счастливой случайности аварии удалось избежать".

За пять дней до ЧП в аэропорту Якутска в ИА SakhaNews поступила информация от человека, назвавшегося Вадимом. Он сообщал следующее: «Неделю назад при посадке в г.Хабаровск новый самолет Ан «Якутия» снес в клочья резину с шасси. Почему никто не знает и ничего не говорит? Журналисты не спите и бдите. Информация проверена, друган в порту заправщиком самолетов работает».

14 февраля 2007 года года ошибка пилота при посадке самолета Ан-140 чуть не привела к катастрофе в аэропорту Якутска. Борт прилетел из Благовещенска, командир дал команду снять воздушные винты с упора. Вместо этого второй пилот по ошибке нажал на стоп-кран, что привело к внезапному отключению двигателей. К счастью, все закончилось благополучно. На место стоянки самолет был отбуксирован.

Инциденты случались с Ан-140 и позже. Так, в мае 2008 года якутские туристы, находящиеся в Харбине, два дня не могли вылететь в Якутск. Прилетев за ними в Китай, самолет авиакомпании "Якутия" Ан-140 сломался. Попытки оперативно починить его не дали результата. Кстати, задержки вылета рейса Харбин-Якутск от нескольких часов до суток тогда были привычным явлением. И не только этого рейса.

5 июня 2008 года на борту самолета АН-140, выполнявшего рейс 495 по маршруту Якутск - Хабаровск, произошла техническая неполадка, в связи с чем произошла задержка рейса 509 Хабаровск – Магадан. Сообщалось, что над установлением причины технической неисправности работает специально созданная комиссия Хабаровского управления воздушного транспорта.

16 ноября 2007 года самолет авиакомпании "Якутия" Ан-140, совершавший рейс в Баку, произвел аварийную посадку в аэропорту Краснодара: приборы показали неисправность одного из двигателей.

15 марта 2011 года на международной конференции «Авиационное финансирование и лизинг в России и СНГ» заместитель генерального директора авиакомпании «Якутия» Павел Удод назвал "две внешние причины, не позволяющие смотреть в будущее с оптимизмом. Первая – авиакомпании необходимо не менее 15 таких самолётов (Ан-140 - SN) для замены Ан-24, а промышленность их фактически не выпускает. Вторая – отдельные производители агрегатов, вопреки условиям контракта авиакомпании и производителя самолётов, пытаются взимать плату за продление ресурсов". На конференции отмечалось, что значительно выросла стоимость нового самолета. Высказывалось и сетование, что правительство России равнодушно к судьбе этого проекта: самолёта Ан-140 не было ни в перспективных планах Объединенной авиастроительной корпорации, ни в Федеральной целевой программе развития гражданской авиационной техники в России на период до 2020 г.

Первые раскаты грома прозвучали в июле 2011 года, когда дальнейшее производство самолетов Ан-140 было поставлено под сомнение, и оно начало приостанавливаться. Президент Якутии Егор Борисов предложил тогда представителям федеральной власти возобновить производство самолетов АН-140, поскольку их нечем заменить, а «жить на Севере без самолетов невозможно». В случае запрета эксплуатации Ан-24 внутренние авиалинии Якутии могут остаться без авиапарка, сообщала пресс-служба Постпредства РС(Я) в Москве.

В августе того же года в статье, опубликованной в "Коммерсанте", Егор Борисов заявил, что что «нужно принять политическое решение и выпустить хотя бы 100 самолетов Ан-140, чтобы заменить имеющиеся Ан-24». На авиалиниях в Якутии работают четыре Ан-140, и «очень производительно». «Мы согласны размещать заказы на них на ближайшие пять лет».

"Весть о предстоящем запрете эксплуатации «аннушек» поставила авиаторов Якутии в тупик", написала "Комсомольская правда".

Ситуация в целом в Якутии тогда была действительно тяжелая. Действующий самолетный парк в республике на 55 процентов составляли остатки флота, сформированного в 1955-1990 годы. Средний возраст воздушных судов приближался к 20 годам.

Но и с Ан-140 радости было мало: на грунтовых дорожках двигатели быстро забивались пылью и песком. Поэтому пришлось идти по пути переоснащения имевшихся машин: "из десятка собственных Ан-24 один спишут, девять других оборудуют согласно федеральным авиационным правилам".

14 марта 2013 года в Якутске открылась конференция «Итоги эксплуатации самолетов Ан-140 в ОАО «Авиакомпания «Якутия». Пути совершенствования послепродажного обслуживания, модернизации и разработки государственных мер».

На конференции было заявлено, что в Якутии эксплуатация самолетов Ан-140 будет продолжена в рамках реализации госпрограммы «Развитие транспортного комплекса РС(Я) на 2012-2016 гг.» Причем, и тогда генеральный директор авиакомпании «Якутия» Иван Простит стоял на своем: АН-140, по его словам, "отлично зарекомендовал себя при эксплуатации в Якутии".

Но скорость производства и отсутствие механизма оперативной поставки запасных частей для самолетов все-таки не позволяли авиакомпании говорить о массовой замене Ан-24 на Ан-140, и "Якутия" начала исследования рынка для того, чтобы найти современный турбовинтовой самолет серийного производства, отвечающий мировым требованиям безопасности. Выбор пал на Bombardier Q400, но это, как говорится, уже совсем другая история.

Что же касается Ан-140, в 2013 году от него не спешили отказываться. В ноябре "Якутия" и АО «Мотор-Сич» договорились о новой форме поддержания летной годности самолетов Ан-140: «Мотор-Сич» согласился ремонтировать двигатели за свой счет, а авиакомпания «Якутия» - платить за это с почасового налета».

В феврале 2014 года самолет Ан-140, выполнявший рейс 482 из Ленска в Якутск, экстренно приземлился в аэропорту "Маган": по предварительной версии, у него не выпустилось шасси. После приземления (никто не пострадал) пришли к другому выводу: бортовые приборы показали некорректную информацию.

10 августа 2014 года в тегеранском международном аэропорту Мехрабад при взлете разбился пассажирский Ан-140, в авиакатастрофе выжили девять пассажиров. Всего на борту самолета находилось 8 членов экипажа и 40 пассажиров, среди них - семеро детей.

По свидетельству очевидцев, пилот уже на последних метрах взлетной полосы потерял управление, и самолет корпусом задел покрытие ВПП.

3 августа самарский «Авиакор» (входит в «Базовый элемент» Олега Дерипаски) заявил, что приостанавливает программу производства Ан-140. Сообщалось, что 34 завода-поставщика и головное КБ [«Антонов»] находятся на Украине, провести импортозамещение по комплектующим в быстрый срок не представляется возможным.

Уже нет сомнения в том, что история существования Ан-140 близка к окончательному завершению, как и в том, что авиакомпания "Якутия" и руководство республики сделали в свое время ставку на не оправдавший их надежды самолет.


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
13.08.2015 04:09 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ