Совбез России предупредил Молдавию о возможном «майдане»
Абэ выдвинул Трампа на Нобелевскую премию мира
АЛРОСА передает Якутии социальные объекты по ценам ниже рыночных
На мэра Иваново напал неизвестный с битой
В Якутске состоится выставка кузнечного искусства «Дархан Уус»

ИА SakhaNews. Этого момента в Нерюнгринском районе, Якутске и Москве ждали и шли к нему более десяти лет. Руководство Якутии договорилось с компанией «Мечел» о разработке дорожной карты по созданию постоянного посёлка на Эльге.

Это внешне не очень громкое и не слишком заметное пока событие на самом деле в итоге приведет Нерюнгринский район, да и Якутию в целом, к несколько новой реальности, чем та, в которой мы живем сегодня.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Открытие Эльгинского каменноугольного месторождения часто датируют 1981 годом, приписывая его выдающемуся геологу Саиме Каримовой. На самом деле уголь на Эльге был впервые открыт ещё в 1961 году, когда Каримова работала в Южно-Якутской комплексной экспедиции старшим геологом углеразведочных и тематических партий. В то время её задачей было досконально изучить и доказать в Госкомитете запасов СССР высокие возможности Нерюнгринского угольного месторождения, чему она посвятила почти 15 лет своей жизни и работы.

Сегодня, с высоты прожитой эпохи, многие считают, что правительство СССР совершило крупнейшую историческую ошибку, решив строить город Нерюнгри там, где он теперь находится - на Нерюнгринском угольном месторождении. По их мнению, вместо долголетнего изучения пластов «Мощный» и «Пятиметровый» необходимо было уже в 60-70-е годы ХХ века переключиться на Эльгу, запасы которой теперь оказались в шесть раз больше, чем в Нерюнгри.

Эльгинское угольное месторождение находится на крайнем востоке Нерюнгринского района, в Токинском угольном районе Южно-Якутского бассейна. Оно обладает запасами более 3,75 млрд тонн коксующихся и энергетических углей, из которых более 50 процентов пригодны для открытой добычи. Общая площадь месторождения составляет 236 квадратных километров.

По степени разведанности и характеру угленасыщенности Эльгинское месторождение разделено на два участка. Это предварительно разведанный северо-западный участок площадью 62 квадратных километра и изученный на стадии общих поисков юго-восточный участок площадью 20 квадратных километров. Разведанные и утвержденные в Госкомзапасов на северо-западном участке Эльгинского месторождения составляют 2,1 млрд тонн.

Разумеется, критика решения о строительстве города Нерюнгри (а не Эльги), при всей её внешней объективности, сегодня не выглядит обоснованной. Во-первых, доказанные Каримовой 500 млн тонн Нерюнгринского угольного месторождения, в то время тоже выглядели не такой уж маленькой цифрой. При тогдашней технике и технологиях этого должно было хватить как минимум на 50 лет, а к 2025 году коммунизм уже давно собирались построить. Во-вторых, - и это еще более весомый аргумент, чем грядущий коммунизм - Нерюнгри строили не где-либо, а именно на дороге.

В восьми километрах от Амуро-Якутской магистрали, уже в то время соединявшую Якутск с Амурской областью и Транссибом.

Железнодорожный «малый БАМ» построили позже, и именно благодаря появившемуся Нерюнгри.

ПЕРВЫЙ СТРОИТЕЛЬ

К Эльге в то время было просто не подобраться. Хотя попытки построить туда дорогу из Амурской области предпринимались, начиная с конца прошлого века.

Железную дорогу к Эльге начал строить в 1999 году бывший собственник комплекса подъездных путей – ОАО «Российские железные дороги». До 2001 года стройка держалась, в основном, на авторитете и энтузиазме тогдашнего министра путей сообщения РФ Николая Аксененко.

Николай Емельянович Аксенеко – личность, сегодня забытая, но для той эпохи легендарная. Достаточно сказать, что если бы история повернулась чуть-чуть иначе, то именно он, а не Владимир Путин мог бы стать преемником президента Бориса Ельцина на посту президента России.

Аксененко был вице‑премьером в правительстве Путина в 1999-2000 годах, а в начале первого президентского срока Путина - министром путей сообщения. Именно тогда по его инициативе и начали строить дорогу на Эльгу.

Однако вскоре Аксененко оказался в опале. В сентябре и октябре 2001 года он получал вызовы в Генеральную прокуратуру, но туда не являлся. В конце октября он все же приехал к Генпрокуратуру, где ему предъявили обвинение в превышении должностных полномочий, принесших крупный ущерб государству. Сразу после возвращения из Генпрокуратуры он созвал пресс‑конференцию, на которой отрицал предъявленные ему обвинения и обещал обратиться к президенту Путину. Но Путин его не принимал, и Аксененко подал в отставку с должности министра путей сообщения. 3 января 2002 года он был освобожден от должности. В октябре 2003 года утвержденное Генеральной прокуратурой РФ уголовное дело в отношении Н.Е.Аксененко было направлено в суд. Судебное разбирательство не состоялось из-за отъезда Аксененко на лечение за границу.

Это не было симуляцией. Экс-министр путей сообщения действительно очень серьезно болел два года, перенес несколько операций, и умер 20 июля 2005 года в Мюнхене от лейкемии (рака крови). По мнению многих хорошо знавших Аксененко людей, причиной онкологического заболевания стали глубокие переживания из-за его несостоявшегося президентства и последовавшей опалы.

Так или иначе, а буквально на следующий день после его отставки с поста министра путей сообщения, в январе 2002 года строительство железной дороги от бамовской станции Улак до Эльги было заморожено. Построить успели только 60 километров дороги из будущих 315, причем это были просто рельсы и насыпь. Новая железная дорога в Нерюнгринском районе «умерла» на несколько лет.

ПРИХОД «МЕЧЕЛА»

Компания «Мечел» начала подбираться к нерюнгринскому углю постепенно. В январе 2005 года на торгах, продолжавшихся всего 11 минут, «Мечел» стал обладателем 25-процентного блокирующего пакта акций ОАО ХК «Якутуголь».

То, что этот «выпад» был не случайным, все поняли 5 октября 2007 года. В этот день «Мечел» выкупил уже весь оставшийся пакет акций «Якутугля», а в «нагрузку» (так тогда считалось) - 68,8 процента акций ОАО «Эльгауголь» и комплекс недвижимого имущества, всё еще находившийся в собственности ОАО «РЖД», 60 километров железной дороги, 30 мостов и120 километров притрассовой автодороги.

Стоимость сделки составила 58,2 млрд рублей. По обещаниям правительства Якутии, которое в то время возглавлял Егор Борисов, на эти деньги должны были построить железную дорогу от Томмота до Якутска (в Томмот из Нерюнгри мы успешно ездим с 28 августа 2004 года). На дворе 2019-й, а железная дорога до Нижнего Бестяха до сих пор официально не открыта. Впрочем, это уже другая история.

То, что Эльга для «Мечела» была отнюдь не «нагрузкой, а едва ли не основной составляющей лота, стало понятно достаточно быстро, когда на всех уровнях – от Зюзина до Хафизова - менеджеры компании стали говорить о возобновляющемся строительстве железной дороги. Это понятно: нет смысла добывать уголь без возможности доставки его покупателям.

Ждать долго не пришлось. «Мечел» завладел Эльгой в октябре 2007 года, а строительство железной дороги возобновилось в феврале 2008 года. В этот момент «Мечел» подписал контракт с компанией «Трансстрой» на проектирование и строительство железнодорожного подъездного пути, соединяющего станцию Улак с Эльгинским угольным месторождением. Общая длина железнодорожного пути составила 321 км.

Первоначальным проектом предусматривалось строительство двух тоннелей, возведение 30 крупных и 150 малых железнодорожных мостов. «Мечел» отверг этот проект, поставив задачу: обойтись без тоннелей, и сократить до минимума количество мостов.

К августу 2008 года было восстановлено 80 км автомобильной трассы. Сквозной проезд был обеспечен до 184 километра и велась отсыпка полотна с 217-го по 256-й километр.

К маю 2009 года рабочее движение было открыто до 60 км, готовность участков — от Улака до 185 км составляла 90 процентов, от 218 км до 286 км — 80 процентов, на среднем участке велась отсыпка.

Завершение строительства планировалось на конец 2010 года. Но грянул первый кризис. Из-за проблем с финансированием строительство было частично остановлено в апреле 2009 года. В июне 2009 года были остановлены практически все работы. В конце 2009 года произошла смена генподрядчика, вместо «Трансстроя» «Мечел» привлёк к строительству свою дочернюю структуру — ЗАО «Металлургшахтспецстрой».

Средства на продолжение строительства были получены за счет размещения облигаций «Мечела» в государственных банках. В 2010 году были погашены долги перед подрядчиками и началось сооружение трассы через Становой хребет вдоль реки Алгомы.

В начале сентября 2011 года был сдан в эксплуатацию участок до 209-го километра, где была построена перевалочная станция. Уголь, добыча которого на Эльге началась в августе 2011 года, подвозили на 209-й километр автомобильным транспортом.

В середине января 2012 года прокладка железнодорожного пути до Эльгинского угольного месторождения была полностью закончена. Открылось сквозное железнодорожное сообщение от станции Улак до Эльгинского месторождения.

ВАХТА ИЛИ ПОСТОЯННЫЙ?

Первые годы руководство «Мечела» настаивало на том, что Эльга будет осваиваться только вахтовым методом. Жить там постоянно никто не собирался, на вахты приезжали сотрудники из Амурской области и работники «Якутугля» из Нерюнгри.

Обычная история: точно также было и с Нерюнгри. Первые руководители города Петр Федоров и Леонид Торговкин рассказывали, что поначалу руководство страны хотело добиться сиюминутных целей с минимальными затратами. Взять нерюнгринский уголь только за японские деньги, своих не тратить. «Сначала хотели обойтись малыми деньгами. Думали, построим Пионерный поселок, и хватит. Но потом поняли, что большой город строить все-таки придется», – говорит Леонид Торговкин. Как вспоминает Петр Федоров, поначалу планировался вахтовый» Нерюнгри, который должен был на 60 процентов состоять из холостяков, и только 40 процентов должны были стать семейными. Да и то, семейным поначалу приезжать партия не разрешала. Расчет понятен: «город холостяков» требовал меньше школ, детсадов и больниц. В отличие от сегодняшней ситуации, когда Нерюнгри стал «городом женщин», мужчин в первые годы было на 20 процентов больше!

«Временный» рабочий посёлок Эльга для работников, осваивающих месторождение, был построен, в основном, в 2011 году. В июле 2012 года на Эльгу приезжала тогдашний премьер Якутии Галина Данчикова. Именно тогда были впервые вплотную подняты вопросы создания нового муниципального образования в Нерюнгринском районе – поселка Эльга. Это означало появление в новом муниципальном образовании школы, учреждения здравоохранения, почты, отделения полиции, пожарной охраны и других учреждений и организаций, которые есть в каждом населенном пункте.

Еще через восемь лет, то есть сегодня, руководство Якутии приняло окончательное решение о том, что Эльга будет не вахтовым, а постоянным поселком.

ПЕРВЫЕ ОБЪЕКТЫ

Много ли найдется желающих там жить (в условиях, когда и в Нерюнгри людей завлекать достаточно трудно), пока не очень понятно. Но, как мы видим, социальные объекты там уже начали строиться – хотя бы и пока за счет «Мечела».

Буквально только что - в январе 2019 года - на Эльге построили новый банно-прачечный комплекс, два общежития: на 40 мест для инженерно-технического состава, и на 120 мест – для рабочих. Еще одно жилое здание на 120 мест будет сдано в ближайшее время.

О том, что решение по Эльге принято, первым сообщил глава Якутии Айсен Николаев 28 января, комментируя итоги рассмотрения финансово-хозяйственной деятельности АО ХК «Якутуголь» и ООО «Эльгауголь». «Сегодня мы договорились с «Мечелом» о создании в первом полугодии 2019 года «дорожной карты» по созданию постоянного населённого пункта на Эльге», – сообщил глава республики.

По мнению Николаева, целесообразность создания посёлка на постоянной основе на Эльгинском угольном месторождении в Нерюнгринском районе уже не вызывает сомнений. В этой работе примут участие правительство республики и администрация Нерюнгринского района.

Олег СОЛОДУХИН.

г.Нерюнгри.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
09.02.2019 01:50 (UTC+9)
Комментарии: 72
Игра в чьи ворота? 09.02.2019 06:22

"Мечел" - частная фирма. Почему поселок собирается строить республика?


Акститесь, дяденька! 09.02.2019 19:31
Инфраструктура и создание населенных пунктов- прерогатива властей, это мировая практика. С чего вы взяли, что Мечел должен там все построить и взять на себя функции государства? Он уже построил вместо государства туда железку, до сих пор в долгах как в шелках

Для Акстись дяденьки 10.02.2019 09:47
Так вам Мечет и потратился! Держите карман шире! Он теперь эту дорогу спихивает на ржд. И построил так, как когда-то Павка Корчагин строил узкоколейку. Ее заново строить надо. Насмешил! Мечел миллиарды вложил! Ах-ха—ха

Чингиз Иванович 11.02.2019 16:23
Эльгинское открыто не Каримовой. А Борзых

Специально для дураков 12.02.2019 16:26
Дурак ты "Для..." - почти миллиард инвестиций вложений в дорогу - это тьфу, фигня?

Да, совсем не понятно 09.02.2019 06:56

Хотят строить Эльгу где то совсем на границе Якутии и Амурской области. А что будет с Нерюнгри? Его закроют?


А 12.02.2019 16:27
нет не закроют, полно вокруг лицензий на месторождения, которые надо разрабатывать

проблемы нет 09.02.2019 07:21

Нерюнгри при данной дислокации выступает как базовый узловой город. а Эльгу заберем вахтой из того же Нерюнгри. проблемы не видно


Заказная статья. 09.02.2019 08:07

Журналист защищает интересы Мечела. И ведь пишет и не краснеет: "СССР совершили ошибку". Наоборот. Посмотрите где Эльга (вообще в глухой тайге) и Нерюнгри (в 8 км от в то время действующей действующей дороги).

Муниципалитет на Эльге не нужен. Чиновникам надо научиться у Трутнева, считать деньги на примере моста через Лену (хотя Трутнев то и один из первых заинтересованных в вопросе Эльги).

Но началось целенаправленное давление на общественное мнение по чозданию Эльги. Будут общественные слушания. Народ, подумайте, поучаствуйте, примите решение.

И в конце выну "экологическую дубинку". Рядом с Эльгой уникальное озеро Токко. Озеру и так то тяжело рядом с карьером. Но с городом, сотнями браконьеров и отдыхающих, будет в сотни раз тяжелее.


Игорь 09.02.2019 12:36
"...При тогдашней технике и технологиях этого должно было хватить как минимум на 50 лет, а к 2025 году коммунизм уже давно собирались построить..." - не удержался автор статьи от язвительности.

Не надо язвить, а нужно исторические события рассматривать под углом зрения того времени.


Анна 09.02.2019 13:39
Вот любопытно получается. Автора статьи обвиняют в противоположных вещах. Это и значит, что статья хорошая. Заставляет хоть немного думать. А что ирония присутствует, так это правильно. И насчет коммунизма - в точку и беспощадно.

Игорь 09.02.2019 15:31
Вы будете "на гребне", если будете предавать беспощадной критике абсолютно всё, что было сделано на 1/6 части суши с октября 197 года по октябрь 1993 года.

Не дай Бог что-нибудь похвалить!


Игорь 09.02.2019 15:32
Поправка: "...с октября 1917 года по октябрь 1993 года..."

Приношу свои извинения.


evgen03.80 09.02.2019 21:02
Всё что пишут говорят все это ерунда в действительности Мечел ничего не сможет построить эта организация привыкла только оптимизировать и сокращать посмотрите что осталось от якутугля практически ничего

Чингиз Иванович 11.02.2019 16:22
Да. Надо требовать создания ф е д е р а л ь н о г о заповедника. Тогда спрос с Мечел будет другим. Алгома в переводе б л а г о д а т н а я, з а п о в е д н а я. Таких названий по Сибири не так и много. Вторая Алгома есть в центральной Якутии. Коренные насельники знали что называли.

Костя 12.02.2019 16:32
Не надо паники, так можно сидеть сложа лапки и вообще ничего не осваивать - там озеро, тут лес, там река. Спокойно. Так мы далеко не уйдем.

Victor 13.02.2019 22:31
озеро Большое Токо

Житель 09.02.2019 08:22

Смысла вкладывать государственные деньги для развития частного бизнеса нет. Сегодня и Колмар, и Мечел привлекают все больше и больше вахтовиков для работы в Нерюнгри. Нужно базовым оставить Нерюнгри. и формировать вахты из нерюнгринцев. Так как из Нерюнгри сегодня массово уезжает молодежь, нужно улучшать условия проживания людей в Нерюнгри и в поселках. Здравоохранение, детский спорт, досуг молодежи, условия для развития малого бизнеса сегодня не привлекают, а наоборот выталкивают людей из Нерюнгри и поселков. Менять нужно отношение к людям, к их проблемам, к их потребностям не пустой говорильней, а реальными делами, то город Нерюнгри можно сохранить. Эльга это что фантастическое , лет так через 20.


Под шумок, что нужно 09.02.2019 11:17
развивать восточные территории, образованных людей, наоборот, отсюда выдавливают. Город заселяют не таким уж интеллигентным и строптивым населением. Это потому что нерюнгринцы "голосуют не правильно", демонстрируют идеалы своей комсомольской юности.

Теперь понятно, почему Нерюнгри в таком состоянии 09.02.2019 08:34

Дома не красятся, облупленные стоят. Дороги ремонтируются "тяп-ляп", придорожные бордюры осыпались. Ни газонов нормальных, ни озеленения. "Старые" кварталы не реставрируются, сами собой тихо ветшают. Население сокращается. Молодежи заниматься особо нечем. Много вахтовиков и люмпенов. Везде налет провинциальности. Хотя в свое время был довольно прогрессивный город.

Теперь понимаю: это так Мечел борется с коммунистической идеологией. Разорить "красный" городок, высосать из него по максимуму и перебраться на новое место.


АГА 09.02.2019 09:10
И ставит своих во власть, чтобы вели разрушительную политику в Нерюнгри? Вы, батенька, что то уж сильно загнули. Я , понимаю можно подряды председателю дать на сотни миллионов, можно главу своего протолкнуть , но ставить перед ними разрушительные задачи, это уже граничит с преступлением. Такого не может быть, потому что не может быть никогда.

АГЕ 09.02.2019 10:04
Про руководство вы попали в точку.

АГЕ (2) 09.02.2019 11:04
Почему же не может быть никогда? Опять проблемы с логикой? Именно это и делается - во власти тоже "временщики", люди с психологией "после нас хоть потоп". Недавняя история с премиями для руководителей администрации г. Нерюнгри это очень сильно подтверждает. Большое количество вакантных ставок в адм. и МБУшках о чем говорит? О том, что остальные работники вынуждены работать за 2-3х. А это отражается и на качестве работы и на отношении к жителям. К тому же бесконечные истории о недофинансировании, о большом количестве полномочий и тп. В итоге все ради того, чтобы в конце года иметь экономию бюджета и распределить ее на свои премии. А затем рвануть на юга и жить там не бедно.

Чингиз Иванович 11.02.2019 16:30
Да. Проталкивают своих во власть. И не надо никаких разрушительных задач. Достаточно чтобы от градообразующего предприятия не требовали социального взноса в монорайон и моногород. Мечел сразу об'явил что платит де налоги и этого де довольно. А уж какими слезами откцпается Колмар на "законных" основаниях ТОР... и как туда в ТОР (чтобы удрать от социалки? ) рванули все местные "предприниматели" в роде того же Айгуля...

Местный 09.02.2019 09:12

История повторяется? Но уже как фарс? В статье не раскрыта тема невозможности освоения Эльги вахтовым методом. А как же заветы Гайдара? Если решение принято, Нерюнгри ждет участь Тикси и Депутатского. Будет город-призрак, а не базовый город. Брошенные девятиэтажки с зияющими оконными проёмами, улицы с , потрескавшимся асфальтом, заросшим бурьяном... и стаи одичавших голодных собак и диких кошек с отмороженными ушами. Это Нерюнгри-2030 год.


Медведи придут жить 09.02.2019 13:25
В брошенные дома.

Дейсиыительно 09.02.2019 09:51

"Мечел" частное предприятие и свои проблемы решать должен сам. Эти из "Мечела" замахнулись на бюджетные деньги,деньги у них предостаточно,например по "просочившимся" СМИ данным г-н Зюзин имеет 4 млрд. долл. О других т.н.руководителей нет смысла и говорить. Так чей интерес защищают планировщики строительства "города Эльга" свои или народа?


? 09.02.2019 10:03
Дали большой откат руководству республики?

Автор 09.02.2019 21:46
Это ж каким тупым надо быть. В истории России нет ни одного такого крупного частного вложения в железную дорогу, какую сделал Мечел. Поэтому и находится сейчас в трудном финансовом положении. Это было равносильно, что БАМ одному построить.

Автор 09.02.2019 21:58
Автор не совсем правильно преподносит факты. И не дает читателям понять масштаб вложений Мечела в освоение месторождения, в железную дорогу. 2,4 миллиарда долларов. Вдумайтесь. 321 км пути по труднейшим недоступным, непроходимым местам в мерзлоте! Частные инвестиции в инфраструктуру вы такие когда-нибудь еще видели? БАМ строили всей страной, а тут частная компания. Поэтому и находится сейчас в тяжелом финансовом положении - кредиты. А другие особы, приближенные к императору, только и могут строить и развивать бизнес за счет государственно-частного подхода - тот же Колмар на подсосе государственных денег, бедненький. Байсаров и его ТЭПК прекрасно в Туве так угольное месторождение осваивают. Другие правильные олигархи. За госсчет и дурак сможет. Из наших с вами карманов. Так что перед Мечелом снимаю шляпу.

Елка 09.02.2019 23:29
Так я и не поняла из ваших комментариев. Один комментатор пишет, что статья заказная - автор,мол, топит за Мечел. Другой здесь пишет, что автор снижает роль Мечела, который на свои деньги построил собственный БАМ. Может быть, это "за" и "против" говорит о том,что статья объективная?

'Мечел замахнулся на бюджетные деньги ' 10.02.2019 01:03
Не смеши мои шнурки, сказочник Андерсен. На бюджетные деньги в Нюрке как известно другая компания ну очень "динамично развивается".

Чингиз Иванович 12.02.2019 10:02
Мечел тоже рад бы в ТОР. И прими его в него вся дискуссия бы закрылась.

Да и Колмар не лучше! 09.02.2019 11:12

Южную Якутию отдали на разграбление добывающим компаниям. Те даже о сохранности природы не заботяться. Только кричат об этом. Леса сводят, отвалы ивняком засаживают. Еще и на этом деньги делают. Сколько можно. Причем чем дальше, тем все более откровенно. Ни экология, ни охрана природы на ситуацию повлиять не могут.


Древний нерюнгринец 09.02.2019 19:50
Не видеть глобального экономического преступления со стороны Колмара и Мечела может только слепой от рождения.

Древнему Нерюнгринцу.. 09.02.2019 22:12
Интересно было бы услышать аргументы)

Да и Колмару не лучше... 09.02.2019 22:18
Головой подумайте, прежде чем писать. Город, от угля рождённый. Есть, компании, который его добывают и налоги в бюджет исправно платят. Давайте, да, экологию сохранять, не добывать... минус тысяч 6-7 рабочих мест в городе где 50 тыщ населения. Да, давайте.. Куче семей придётся искать на хлеб. Призываю ещё раз голову включить, господа: ни одна крупная промышленность в принципе, не будет работать даже при минимуме вреда экологии. Так уж устроен мир. Ну или лопаткой уголь копайте, умники. -_-

Предыдущему 10.02.2019 02:51
Разговор идет о том, чтобы "правильно" себя вести по отношению к окружающей среде. Не экономить на ее защите и восстановлении. Потому что это называется "сверхдоходы". Это уже жульничество и не мелкое.

Так что сам включи свою голову!

Мне не все равно где жить. Считаю, Нерюнгри можно не просто нормально содержать, но и РАЗВИВАТЬ за счет добычи полезных ископаемых и их ПЕРЕРАБОТКИ.

А сейчас просто грабеж какой то и по отношению к городу и по отношению к природе Южной Якутии.


Чингиз Иванович 11.02.2019 15:52
"Головой подумайте"? Вот и подумайте - Вы в XXIвеке или где? Есть понятие п о р о г а техногенной нагрузки после превышения которого начинается н е о б р а т и м о е разрушение экосистем. Он вычислен для Кемерова еще академиком Яблоковым. Кто нибудь из Якутских правителей озадачился вычислением этого порога? Да в условиях хоупкого Крайнего Севера? Или якуты не собираются жить в Якутии? И думают что реки текущие с водораздела Становика не угробят своей мертвой водой Лену?

Чингиз Иванович 11.02.2019 15:58
Почему деньги отчисляемые южноякутской угледобычей на воссполнение биоресурсов идут в Западную Якутию на Вилюй а не на Тимптон Чульман Токко?Почему якутские правители решают Алросовские проблему Якутуглевскими, Мечеловскими, Колмаровскими, Суэковскими деньгами? А неизбежный урон биоресурсам юга Якутии кто будет восполнять ? Алроса?

Чингиз Иванович 11.02.2019 16:16
Ивняком засаживают? Правильно делают - таков цикл восстановления тайги. Ивняк воссоздает почву своим опадом и тогда могут расти сосны и листвяк.___ ...юг Якутии по наблюдениям професмора Алексеева ппрежил ч е т ы р е экокатастрофы. Четвертая началась с БАМом. Это знают все серьезные ботаники. И в СВФУ тоже это знают но молчат...

По-моему в Южной Якутии - 12.02.2019 13:32
одна большая и длительня экокатастрофа, которая длится и длится и длится. И закончится только тогда, когда все ее недра будут опустошены. А потом все восстановится само собой. У природы достаточно ресурсов, чтобы исжить все пакости, происходящие от людей. Люди - временны, природа - вечна.

Ивовый опад - не лучшее сырье 12.02.2019 13:37
для почвообразования, т. к. в нем много фенолов. Овсяницы и астрагалы, а также клевер - в этом деле более эффективны. На выходе - альпийский луг и плодородная дерновина.

Волк 09.02.2019 12:00

Сесер сам был большой ошибкой...слава богу накрылся медным тазом...


Хорошая статья 09.02.2019 12:14

Молодец автор все правильно.


Экономически не выгодно, и не обоснованно 09.02.2019 18:16

..........«Сегодня мы договорились с «Мечелом» о создании в первом полугодии 2019 года «дорожной карты» по созданию постоянного населённого пункта на Эльге»..........


в те времена 09.02.2019 19:41

пробить железку от месторождения до основной ветки не составило бы большого труда как впрочем и сейчас если очень захотеть. и все. сидеть городу на 4 млрд с пластом до полутора метров. возникнет необходимость в массе малых разрезов


Так Мечел жд уже построил 09.02.2019 19:59
Теперь только дальше развивать

Быть Нерюнгри 10.02.2019 09:43
вахтовым посёлком. Спасибо Мечелу за это!

Чингиз Иваноч 11.02.2019 16:04
Мечел не построил - а только наметил. Он только что принял программу и настаивает на федеральном финансировании ветки Улак-Эльга ж/д раз'езды и прочее. Капитальное.

Cергей Горожанин 09.02.2019 22:01

Землячки-и-и! Усилия утроить!

Что б бюджет ещё обильней стал!

...Для "МЕЧЕЛ"-а будем "Эльгу" строить,

Плюнув на... 17-й квартал...


Почему в Нерюнгри 10.02.2019 02:59

не развиваются производства по переработке угля и других полезных ископаемых? Из угля много чего можно было бы сделать. В том числе искусственные алмазы. Тогда и транспортировать их было бы легче (типа "пресованный уголь".

Почему в Хатыми не восстановят Востоккварцсамоцветы? Поделки из полудрагоценных материалов? Ювелирное производство местное могло бы развиваться. Тогда и местные могли бы себя найти - у многих их них очень хорошо с художественными способностями.


Это местным властям спать не надо 10.02.2019 09:00
Местные власти не должны заниматься только своими личными интересами и интересами своих детей. Вот когда отношение к малому бизнесу изменится и гранты будут выдаваться не близким к телу кучке так называемых предпринимателей, а реально будет власть помогать бизнесу, то можно многое сдвинуть. А то по любому поводу создают МУП и начинают туда вкачивать бюджетные деньги. А оттуда по карманам. Гранты проверьте за последние три года, кому выдавались . И другие дотации из района, через который шли и республиканские деньги.

Чингиз Иванович 11.02.2019 16:00
Местным? Если это федеральные и республиканские гранты кто их должен контролировать? Не по Сеньке шапка у Якутска. Не по Сеньке

Не надо 10.02.2019 04:24

повторять ошибок прошлых поколений. Место для проживания людей должны выбирать сами люди. Уголь на Эльбе всё равно кончится. А людей куда? Мечел прав - только вахта. Сам живу в таком городе - железная руда стране не нужна, а войны ( ???? ) не предвидится. А посёлок Эльба нужен вашим местным чиновникам - сами знаете зачем.


Рабочие места - китайцам! 10.02.2019 06:48

Откуда возьмутся рабочие места в Якутии, если Колмар во главе с Цивилёвым привлекает на строительство не Российские компании, а китайцев. Мало того, что Денисовскую им отдал строить. При миллиардных убытках от несвоевременного строительства и некачественной технологии, Цивилёв подписал с китайцами еще Инаглинскую фабрику при том, что свои новокузнецкие опытные компании готовы были построить дешевле. Тулеев китайцев близко не пускал и работу всегда своим давал.


Чингиз Иванович 11.02.2019 16:01
При этом китайцы уже имеют лицензию на часть Эльги...

Чингизхану 11.02.2019 17:38
Ну и бредятину вы пишите , на ходу видать выдумываете, хоть бы факты проверили прежде чем лить сюда свой набор букв

Чингиз Иванович 12.02.2019 09:54
Троллите?))) Почттайте этот же портал. И увидите инфу о китайцах на Эльге

бред 12.02.2019 17:34
бред про китайцев не пишите, информированный вы наш

Сергей 10.02.2019 07:34

Интересно, на сколько лет осталось угля на Нерюнгринском разрезе? Есть у кого нибудь достоверная информация? Лет на 6 хватит?


на счет 10.02.2019 08:27
нерюнгринского разреза или пласта мощный не стоит вести речь так как район сидит на залежах угля с запасами 4 млрда. для примера пласт мощный полмиллиарда и который вырабатывают уже порядка 40 лет. так что угля море. просто там пласты поскуднее но они есть. с десяток малых предприятий и они загрузят нер. фабрику еще на многие бесконечные лета

Сергей 10.02.2019 08:34

Лишь бы фабрика выдержала. Разваливается всё на ходу. Да и с таким отношением к людям и с такой зарплатой скоро все разбегутся.p


Не только фабрика разваливается 10.02.2019 09:16
На АТА кладбище брошенной техники. Посмотрите, на каких древних и обшарпанных автобусах Мечел своих работников возит.Как такое старье на линию выпускают? Вот это показатель отношения руководства Мечела к рабочему человеку.

надо объективно 10.02.2019 15:50

подходить к рассмотрению. Во первых на чью деньгу был построен город. скорее всего японскую. Это примерно так же как многие сейчас хаят мост на остров Русский. Но никто не вдается в суть финансирования. Это была международная деньга от которой и Владику многое перепало. Если рассматривать вложения Японии в Эльгу, то скорее всего там было много вопросов по срокам, поэтому и остановились на Нерюнгри. Что касается моста через Лену то очередной саммит навряд ли пройдет в Якутске и потому зарубежного финансирования не видать. А своего пока нет


при СССР 11.02.2019 08:03
про то чтобы открыть добычу на ТОКО и речи не могло быть так как это ЗАПОВЕДНИК

Чингиз Иванович 11.02.2019 15:45
4-й президент Яку тии не хочет делать там федеральный заповедник, как настаивал 1-й президент Якутии... хотя обещали к 19-20-му нац парк. Но примолкли. Якутия этому Николаеву неродная? Озеро р е л и к т о в о е. Аянские ели, дикуша, кабарга, снежный баран, лоси... все прахом

Ну, аянские ели можно спасти. 12.02.2019 13:46
Семена собрать и организовать питомник по их воспроизводству, а заодно посадочный материал для озеленения города обеспечить. Но заповедник организован не только для охраны одного вида. Возле Токо обитают около 50 видов растений, внесенных в Красную книгу Якутии. Почему то когда проводятся общественные слушания по поводу строительства об"ектов на Эльге, озвучивается только один вид - рододендрон золотистый. И тот уже не считается редким.

Станиславский 11.02.2019 08:23

СССР совершил ошибку, что для буржуев не построил поселок с автодорогой и аэропортом. Так бы хорошо было уголь копай-продавай и ни на что не траться.


ПЕНСИОНЕР 11.02.2019 18:34

можно подумать все добро сами вырастили.И перепродают во сто раз дороже в свой карман.Нефть газ алмазы золото и все недра принадлежать народу.Люди ВВП в накладе не останутся.Район. коэфф. под них урезали чтобы не запл. гастерам.


Чингиз Иванович 12.02.2019 09:58
Они бы еще физгеографию отменили. С нашими минус 50 градусами. А то министр здравоохранения Якутии умудрилась мне заявить, что мы,де, не Крайний Север теперь)))

Нерюнгринец 12.02.2019 10:58

Ой, всё!


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ