В Якутии три тысячи аварийных домов исключены из программы капремонта
В Якутии ожидаются ливни и грозы
В Якутске парализовано движение автотранспорта от аэропорта в город
В подмосковных Люберцах полиция разогнала сходку криминальных авторитетов
На окраине Тикси гуляет одинокая «уроженка Гималаев»

ОТ СОТВОРЕНИЯ ЗЕМЛИ

Говорят, что усердно поработав семь дней над сотворением земли, Бог-Создатель решил посмотреть на свое творение и облететь планету, а заодно наградить её различными сокровищами. Все земные богатства он пытался распределить равномерно из своего огромного мешка. Но не рассчитал, что Якутия получилась у него особенно холодной. Пролетая над этой частью планеты, он отморозил себе руки и выронил мешок. Так получилось, что все сокровища и драгоценности изумительной красоты рассыпались в одном месте.

Видимо, мешок с сокровищами был тяжелый, поэтому Бог летел по прямой. Посмотрев на карту Якутии, обратите внимание: все алмазы рассыпаны примерно от 113-го до 117-го меридиана строго с севера на юг (или с юга на север, кому как больше нравится). Все места, где в Якутии добывают алмазы - Оленёк, Удачный, Айхал, Мирный, Накын - находятся недалеко от этого меридиана – от 70-й до 63-й широты.

Ученые предполагают, что алмазы образовались более 300 млн лет назад. Кимберлитовая магма сформировалась на глубине 20-25 км. Магма постепенно поднималась по разломам в земной коре, и когда верхние слои уже не могли сдерживать давление горных пород, происходил взрыв.

Богатейшие коренные месторождения алмазов в Якутии были открыты в середине 50-х годов ХХ века. На сегодняшний день обнаружено около 1,5 тысяч кимберлитовых трубок. Разработкой месторождений Якутии занимается АК АЛРОСА, которая добывает 99% алмазов в Российской Федерации и более четверти в мире.

Алмаз - уникальный камень, сияние которого не идет в сравнение с любым другим минералом. Алмаз отражает весь свет, попавший на его поверхность. Камень оценен в 10 баллов по шкале твердости минералов Мооса. Благодаря этому он обладает безупречной износостойкостью. В отличие от других минералов, алмаз является мощным проводником тепловой энергии.

При соответствующей обработке алмаз превращается в бриллиант, теряя от 40 до 60 процентов первоначального веса. Бриллиант — это граненный и шлифованный алмаз, который в соответствии с принятым стандартом имеет 57 граней.

С тех пор, как Кэрол Чэннинг в бродвейском мюзикле 1949 года спела «Diamonds Are a Girl’s Best Friend («Бриллианты — лучшие друзья девушек»), ничего не изменилось. Бриллианты – признак статуса и богатства, престижа, успеха и очень большой любви.

Однако, глядя на шикарные, неземной красоты бриллиантовые колье, серьги, кольца и подвески, мы должны понимать: для того, чтобы добыть драгоценные кусочки сырья для таких украшений, тысячам рабочих - водителей, экскаваторщиков, обогатителей, доводчиков - необходимо глубоко вскрывать землю, обрабатывая миллионы тонн алмазной руды. В среднем один карат (0,2 грамма) алмазов получается из одной тонны руды. При этом до самой руды надо еще добраться.

Сегодня отправимся в одно из таких мест, где рождаются и где добывают алмазы. Вахтовый поселок Накын – 280 километров по прямой на северо-восток от города Мирный в западной Якутии. Он находится в Нюрбинском районе, в 175 километрах севернее Нюрбы.

ПОЛЁТ НАД ЯКУТИЕЙ

Город Мирный, по праву и с гордостью называющий себя «алмазной столицей России», никому представлять не надо. Он известен далеко за пределами нашей страны. В этом месте летом 1955 года была открыта алмазоносная трубка «Мир», которая дала название рабочему поселку. Мирный быстро строился, и уже через три с половиной года стал – в то время - вторым по величине городом Якутии. Сегодня из 38 тысяч местных жителей 80 процентов работает на предприятиях, связанных с группой компаний АЛРОСА.

Аэропорт Мирного находится в трех километрах от центра города. К нему ведет хорошая дорога с широким тротуаром для пешеходов. При желании в аэропорт можно сходить даже пешком – дорога занимает не больше 40 минут. Знаменитая кимберлитовая трубка «Мир» находится между городом и аэропортом. Поворачиваясь в разные стороны на смотровой площадке, где установлена отработавшая своё тяжелая техника, можно поочередно во всех деталях рассмотреть город, трубку и аэропорт.

Самолет Ан-38-100 из Мирного в Накын отправляется с регулярностью рейсовых автобусов – два-три раза в день, кроме субботы и воскресенья. Как правило, это один и тот же борт, с постоянным экипажем. При этом обычных пассажиров здесь нет, только вахтовые рабочие. Учитывая контингент пассажиров, все рейсы по маршруту Мирный – Накын - Мирный выполняются авиакомпанией "АЛРОСА" по заказу АК АЛРОСА.

НАКЫНСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ

В аэропорту Накынского месторождения, где мы приземлились ровно через час, нас встретила диспетчер, она же техник, она же начальник аэропорта. Каждого пассажира она знает в лицо и по фамилии, в том числе, знает все про прилетевшего корреспондента. Требования безопасности здесь соблюдаются безукоризненно, в чем в течение рабочего дня придется убедиться еще не один раз.

Накынское рудное поле, как и все другие алмазодобывающие мощности, находится в распоряжении АК «АЛРОСА». Это сравнительно молодое месторождение. Его история начинается в 1994 году, когда Ботуобинская геологоразведочная экспедиция открыла в Нюрбинском районе первую из здешних кимберлитовых трубок. В честь экспедиции трубку назвали «Ботуобинская».

26 января 1996 года рядом с Ботуобинской была обнаружена ещё одна геофизическая аномалия - кимберлитовая трубка «Нюрбинская». Трубки, поначалу скрытые под слоем пустой породы толщиной 60-80 метров, оказались богатыми - как по содержанию, так и по качеству алмазов.

Поэтому АЛРОСА приступила к их разработке. 16 июня 1997 года было создано ОАО «АЛРОСА-Нюрба». 6 марта 2000 года был создан Нюрбинский ГОК. 12 октября 2000 года был отгружен первый ковш вскрыши. 16 мая 2002 года отгружен первый ковш алмазоносных песков. 18 мая 2002 года отгружен первый ковш руды.

Именно в Нюрбинском ГОКе впервые за всю историю объединения «Якуталмаз» и его преемницы – АК АЛРОСА был применен вахтовый метод. Поселок Накын, рядом с аэропортом, в девяти километрах от обогатительной фабрики и примерно в пяти-шести километрах от обоих карьеров был построен практически сразу. Сейчас в нем живет 860 человек, но нет ни одного постоянного жителя. Работники приезжают на две недели, после чего уезжают отсюда на такой же срок. Постоянно они проживают в Мирном (280 км), в Нюрбе (206 км) и Верхневилюйске (235 км).

Нетрудно посчитать, что два рейса в день самолётов Ан-38-100 ежедневно привозят сюда и увозят по 54 человека, осуществляя обмен вахтовиками, приезжающими сюда на смену и направляющимися обратно на отдых.

Накынское рудное поле представляет собой небольшую площадку размером примерно два на пять километров. Недалеко от этого места находится развилка рек Накын и Марха. Кстати, именно по Мархе завозили большую часть грузов для строительства объектов на рудном поле. Понятно, что такую тяжелую технику, какая работает здесь на обоих карьерах, на самолете Ан-138 не привезешь.

Нюрбинский горно-обогатительный комбинат включает в себя два карьера – Нюрбинский и Боутобинский, и две обогатительных фабрики, имеющих номера 15 и16.

НЮРБИНСКИЙ КАРЬЕР

Вскрышные работы на карьере начались в 2000 году. Первая добыча случилась здесь в 2003 году. Тогда же здесь была построена обогатительная фабрика 16 (об этом чуть позже).

Со смотровой площадки карьера открывается не просто масштабное, а поистине грандиозное зрелище! Размеры карьера по поверхности составляют примерно 1 945 на 1 050 метров, по дну – 324 на 105 метров. Разработка месторождения ведется открытым способом. Сегодня глубина разработки месторождения составляет 360 метров. Согласно проекту, разработка открытым способом будет вестись до глубины примерно 570 метров. По словам заместителя начальника карьера по производству Нюрбинского ГОК Алексея Максимова, срок отработки карьера рассчитан до 2043-го года.

«Чтобы добраться до рудного тела, необходимо произвести вскрытие месторождения, добраться до руды, после чего произвести её добычу. Сверху находится вскрышная порода, алмазов в ней нет. Руда - это порода, в которой содержатся драгоценные камни. Самосвалы сейчас вывозят из карьера и руду, и вскрышу. Руда сначала вывозится на отвалы. Затем она подается на обогатительную фабрику для извлечения алмазов», - поясняет основы технологии Алексей Максимов.

На добыче руды задействован экскаватор фирмы «Либхерр» емкостью ковша 15 кубометров. Вывозка породы производится высокопроизводительными самосвалами фирмы «Caterpillar». На карьере работают 90-тонные самосвалы БелАЗ, вскрышные работы ведутся экскаваторами «Либхерр». Парк погрузочной техники представлен гидравлическими экскаваторами с ёмкостью ковша 11,3 кубометров, погрузчиками с вместимостью ковша 12 кубометров.

«Форма трубки обусловлена формой рудного тела, которое немного вытянуто и имеет форму овала. Рудное тело началось со 127-й отметки. Так как верхняя отметка находится на уровне 250, это означает, что пришлось пройти 123 метра вскрыши, чтобы добраться до рудного тела», - поясняет Алексей Максимов.

Если присмотреться к карьеру, то в его середине можно действительно увидеть рудное тело. Оно немного отличается по цвету от другой породы: рудное тело – серо-голубого цвета. Также видно, как практически от поверхности карьера начинается вечная мерзлота.

БОТУОБИНСКИЙ КАРЬЕР

Карьер находится в 3,3 км к юго-западу от «Нюрбинского». И там тоже есть алмазы!

Несмотря на то, что алмазная трубка «Ботуобинская» была открыта в 1994 году – на полтора года раньше, чем трубка «Нюрбинская», строительство карьера «Ботуобинский» было начато значительно позже - в 2012 году. Тогда же, в декабре 2012 года, здесь начались вскрышные работы. Проектная производственная мощность карьера составляет 300 тысяч тонн руды в год.

«Ботуобинский – относительно молодой карьер. Глубина карьера сейчас составляет 130 метров. Западный борт карьера, который находится справа от смотровой площадки, сегодня уже находится в проектных контурах. Восточный борт – слева от нас – пока находится в промежуточном контуре, он еще будет расширяться», - поясняет заместитель начальника карьера по производству Алексей Максимов.

Техника на этом карьере работает приблизительно та же самая, что и на «Нюрбинском». Самосвалы Caterpillar и БелАЗ, экскаваторы «Либхерр», буровые станки, погрузчики и так далее.

«Работа на обоих карьерах ведется круглосуточно, по сменам «день-ночь». Вскрышная порода вывозится во внешние отвалы. Руда вывозится на склад. Карьер будет углубляться до проектной отметки 570 метров - так же, как и Нюрбинский», - добавляет Алексей Максимов.

Двумя карьерами возможности Накынского рудного поля, конечно, не исчерпываются. Рядом с карьером «Нюрбинский» расположены аллювиальные россыпи. Недалеко от карьера «Ботуобинский» также находятся россыпные месторождения алмазов. И все же это дело относительно далекого будущего: их эксплуатация начнется не сегодня.

Более близкие перспективы для Накына - трубка «Майская». Она находится в 3,5 километрах от «Ботуобинской», и её вскрытие запланировано на 2020 год.

После знакомства с двумя карьерами едем на обогатительные фабрики. Об этом читайте в следующей публикации.

Олег СОЛОДУХИН.

Мирный – Накын

Фото автора


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
06.06.2019 03:20 (UTC+9)
Комментарии: 3
ВВ 06.06.2019 10:44

Олег Васильевич! отличная статья!


Мирный 06.06.2019 13:43
А про АО АЛРОСА нюрба ни слова

123 06.06.2019 14:12
А что Нюрба - это отдельное государство? Не АК АЛРОСА?

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ