Cамые высокооплачиваемые вакансии в России
В Якутии по факту исчезновения вертолета Eurocopter проводится доследственная проверка
Снята серия фильмов об истории становления Православия в Якутии
В Нерюнгринском районе объявлен конкурс на памятник каюрам-первопроходцам
В Петербурге вынесли беспрецедентный приговор в отношении оперативника ФСБ

ИА SakhaNews. 27 июля в 13 часов произойдет, пожалуй, самое важное событие 2019 года в Якутии. На станцию Нижний Бестях прибудет первый официальный пассажирский поезд. Именно с этого момента будет открыто регулярное пассажирское движение из Москвы, Хабаровска, Нерюнгри и всех других городов России, связанных железной дорогой, практически до самого Якутска!

Дорога строилась так долго, что, откровенно говоря, вплоть до начала 2019 года мы не очень верили в реальность этого события. В феврале 2019 года в Нерюнгри с отчетом исполнительной власти республики приезжал премьер Якутии Владимир Солодов. Выступая в Центре культуры и духовности им. А.С.Пушкина, он впервые пообещал, что в августе 2019 года по маршруту Беркакит – Томмот – Нижний Бестях будет запущен первый пассажирский поезд.

Чуть позже премьер подтвердил это в своем Инстаграме. «Железная дорога до Нижнего Бестяха будет полностью принята в эксплуатацию весной 2019 года. Тарифы на грузовые перевозки снизятся, начиная с 1 июня, а в августе запустим регулярные пассажирские перевозки», — написал глава якутского кабмина.

Что сказать? Сбылось...

УЖЕ БЫЛО…

Почему до недавнего времени мы не очень верили в реальность этого события?

Многие из нас прекрасно помнят, как 15 ноября 2011 года тогдашний президент России Дмитрий Медведев по дороге с Гавайских островов в Москву на полдня остановился в Якутске. На вертолете он прилетел за реку Лена на строящуюся железную дорогу. Поприветствовав участников мероприятия, Медведев предложил начать укладку «золотого звена».

Команду на это отдал почетный гражданин Якутии Александр Бондарь, после чего бригада рабочих приступила к работе. Затем Дмитрий Медведев поздравил всех, кто принимал участие в строительстве этой ветки, отметив, что в силу разных причин строительство растянулось на десятилетия. «Последний этап пройден ударными темпами», - подчеркнул Медведев, добавив, что «это самая северная железная дорога, которая будет частью общей сети нашего огромного Отечества».

Медведев подчеркнул, что железнодорожная сеть России, в том числе на Севере, обязательно будет развиваться - в частности, будет сделан переход через реку Лену в районе Якутска, от ветки Амуро-Якутской магистрали. Говорили и о том, что «после строительства перехода через реку Лену железная дорога дойдет непосредственно до Якутска, а другая ее ветка пойдет от Нижнего Бестяха на Магадан и до Берингова пролива».

Всё в тот день – тоже «исторический» - было весело и оптимистично. Удивляться не приходится: через две с половиной недели состоялись выборы в Госдуму, еще через четыре месяца - выборы президента России – вернувшегося на этот пост Владимира Путина, и хорошее настроение нам было нужно, как никогда.

Реальность, однако, оказалась более сурова. Только 30 августа 2014 года был введён во временную (только для грузовых поездов) эксплуатацию участок длиной более 400 километров Томмот - Нижний Бестях. Первый пассажирский поезд по уложенному в 2011 году «золотому звену» пройдет завтра, и это действительно великое событие! Строительство же перехода через реку Лену, о котором говорил Медведев, не началось и сегодня.

ИСТОРИЯ ДОРОГИ

Железная дорога от крупной станции Транссиба Сковородино до Нижнего Бестяха, общая протяжённость которой составляет 1 239 километров, носит название Амуро-Якутской железнодорожной магистрали (АЯМ).

Дорога состоит из трех участков. Действующий уже много лет участок Сковородино — Нерюнгри, который называют Малый БАМ, имеет длину в 439 километров. Он был окончательно построен в 1979 году.

История строительства дороги начинается, конечно же, не в 70-е годы, а намного раньше. Целесообразность строительства железной дороги с юга на север на участке Беркакит — Томмот была подтверждена в 1950-1952 годах, когда председателем Совета министров был Сталин, подписавший постановление Правительства СССР о сооружении железной дороги, соединяющей БАМ с Якутском.

Впрочем, сразу после его смерти о железной дороге забыли на 20 лет. Лишь 5 мая 1972 года началось повторное строительство участка Бамовская — Тында, призванного служить как начальным участком АЯМа, так и линией, соединяющей Транссиб с БАМом.

8 мая 1974 года в Тынду прибыл первый поезд. Рабочее движение на линии Бамовская — Тында началось в ноябре 1976 года, полностью линия введена в эксплуатацию в октябре 1977 года. В то же время линия была продолжена к северу, в Якутию, на территорию Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.

В октябре 1975 года произошла укладка «серебряного звена» пути на север, на Беркакит, к границе Амурской области и Якутии. В 1976 году железнодорожные пути проложили к разъезду «Якутский», 2 ноября было уложено «золотое звено». В отличие от медведевского «золотого звена» 2011 года, то золотое звено означало реальное открытие железной дороги.

26 октября 1978 года закончилась укладка рельсов на станции Угольная и к Нерюнгринскому угольному разрезу, а в декабре 1978 года линия Тында — Беркакит была принята в постоянную эксплуатацию.

В 1984 году открыто пассажирское движение до города Нерюнгри. Уже 35 лет жители столицы Южной Якутии имеют возможность ездить по стране поездами.

ДОЛГОСТРОЙ ВЕКА

После 70-х годов темпы строительства резко упали. Еще 7 марта 1985 года Совмин СССР принял решение о строительстве железнодорожной магистрали до Якутска. По первоначальному плану, дорога должна была прийти в Якутск (включая построенный мост, вокзал и всю инфраструктуру) уже в 1994 году!

Увы, дальнейшее строительство затянулось на десятилетия. Второй участок - дорогу от Нерюнгри до Томмота - 368 километров - строили почти 20 лет!

Семь лет понадобилось, чтобы довести дорогу до Алдана. Только 19 декабря 1992 года состоялась укладка «золотого» звена на станции Алдан. Впрочем, и тогда «золотое звено» оказалось совсем не золотым, потому что движение по злосчастной дороге так и не началось.

В начале 90-х было принято множество постановлений правительства РФ о продолжении стройки. Они носили громкие названия типа «О мерах по завершению строительства железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск», «О первоочередных задачах продолжения строительства» и так далее. Была образована дирекция по строительству этой линии и даже Министерство по делам Амуро-Якутской магистрали.

2 октября 1995 года для управления и завершения строительства магистрали было создано ОАО АК «Железные дороги Якутии».

16 декабря 1997 года произошла укладка очередного «золотого» звена – теперь на станции Томмот. Чем больше забивалось золотых звеньев, тем хуже шли дела на стройке. Регулярное движение на железной дороге так и не началось.

Начатая когда-то с энтузиазмом стройка велась крайне медленно из-за тяжёлой социально-экономической ситуации в стране, неумелого руководства, отсутствия контроля за выполнением принятых решений, всеобщего разгильдяйства, а то и откровенного воровства. В общей сложности за всё время строительства активные работы останавливались из-за недофинансирования 17 раз!

После 1997 года строительство железной дороги было фактически остановлено. С 1997 по 2002 год велось вялотекущее сооружение путевого развития станций, грузовых дворов, локомотивного депо и других объектов. 500-метровый мост через реку Алдан в Томмоте, наиболее крупный на линии помимо моста через Лену, был построен ещё в 1990-х, но ряд лет простоял без использования. Дальнейший участок длиной приблизительно 60 километров находился в работе, когда финансовые проблемы в очередной раз парализовали проект.

После того, как в январе 2002 года вторым президентом Якутии стал Вячеслав Штыров, он реанимировал проект железной дороги до Якутска. Мы хорошо помним, как буквально силовыми методами он продавил инвестиционную программу по достройке линии Беркакит — Томмот, имеющую целью доведение технического состояния линии и эксплуатирующей организации до норм лицензионных требований по перевозке грузов и пассажиров. Результатом этой работы стало то, что в 2003 году была принята программа достройки линии Беркакит — Томмот до норм временной эксплуатации с пуском пассажирского движения в 2004 году.

28 августа 2004 года было, наконец, запущено пассажирское движение на участке Нерюнгри – Томмот. С 1 сентября 2004 года на этом участке ходит регулярный ежедневный круглогодичный пассажирский поезд номер 323/324 Томмот – Нерюнгри – Томмот.

БЕЗ МОСТА

Стройка к северу от Томмота началась в апреле 2005 года, и в течение некоторого времени велась достаточно интенсивно. 22 апреля 2006 года был полностью принят в эксплуатацию мост через Алдан. На 200-километровом участке к северу от Томмота развернулись активные земляные работы с использованием большого количества техники и рабочих.

Однако в сентябре 2007 года предприятия, ведущие строительство участка железной дороги Томмот — Кердем, резко сократили объёмы работ из-за тяжёлого финансового положения. Налоговой инспекцией были арестованы расчётные счета ООО «Сахатрансмеханизация» - подрядчика, работавшего на возведении земляного полотна. Подрядчик ОАО «Тындатрансстрой» не имел возможности оплатить проезда рабочих к месту работы и организацию питания на вахте. Не было средств на приобретение деталей для укладки верхнего строения пути. В некоторых подрядных организациях задержка заработной платы составляла свыше трёх месяцев.

Главный инвестор стройки - правительство Якутии - в 2007 году не выделял средства. На финансирование строительства железной дороги планировалось направить средства от продажи акций АО «Якутуголь» и АО «Эльгауголь», но из 58 млрд рублей, заплаченных «Мечелом» за угольные активы, до железной дороги дошло меньше, чем ожидалось при продаже.

При этом, утверждают специалисты, дорогу за Томмотом было бы построить легче, чем на юге Якутии. После построенного 347-метрового моста через Амгу железная дорога больше не встречает таких крупных водных преград, хребтов и гор, как в Нерюнгринском районе. Рельеф становится более равнинным, трасса вступает в пределы Центральной Якутии.

Около посёлка Кердем АЯМ выходит на правый берег Лены. Отсюда по правому берегу идёт заключительный участок трассы до посёлка Нижний Бестях, расположенного через реку, практически напротив Якутска.

Только 4 августа 2013 года был торжественно открыт железнодорожный вокзал на станции Нижний Бестях. Как говорилось выше, 30 августа 2014 года введён во временную (только для грузовых поездов) эксплуатацию третий участок - длиной более 400 километров - Томмот - Нижний Бестях.

Что касается моста через реку Лена, то еще в конце 2008 года Главгосэкспертиза России дала положительное заключение на проект строительства совмещённого автомобильно-железнодорожного моста длиной около трех километров через Лену в районе посёлка Табага и села Хаптагай. Строительство этого моста откладывалось много раз и не началось до сих пор. В республике уже мало кто верит, что мост через Лену вообще когда-нибудь будет построен. Всегда находятся тысячи причин (необходимость строительства Крымского моста, не просчитанная экономика, «тупиковость», отсутствие денег и так далее), по которым строительство Ленского моста постоянно откладывается.

КОМСОМОЛЬЦЫ ПОШУМЕЛИ…

К исходу 2017 года мы уже практически не верили, что железная дорога до Нижнего Бестяха будет когда-нибудь открыта для пассажирского движения. И все же в 2018-м что-то переломилось, и процесс завершения строительства получил наконец долгожданное ускорение.

Прямо как 40-45 лет назад «ускорить процесс» решили комсомольцы. Сами они, в отличие от 70-х годов ХХ века, с ломами и лопатами на дороге не стояли, но шума на строящейся дороге наделали немало. В прошлом году отмечалось 100-летие Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи (ВЛКСМ). В честь этого юбилея газета «Комсомольская правда» организовала специальный агитпоезд.

3 августа 2018 года этот поезд на наших глазах отправился из Беркакита до Нижнего Бестяха. Пассажирами поезда стали ветераны комсомола, командиры молодежных коллективов, бойцы строительных отрядов, участники строительства Южно-Якутского территориально-промышленного комплекса, Байкало-Амурской магистрали и АЯМа.

Поезд шел по грузовой дороге, но вез уже людей. И все же тот рейс, в отличие от сегодняшнего, не был «настоящим», а носил лишь имиджевый характер. "Оседлав" поезд, комсомольцы первыми показали: «Ездить можно!»

ПОСЛЕДНИЕ ШАГИ

Весной 2019 года в Нижнем Бестяхе были отремонтированы фасад и внутренние помещения вокзала, посадочные платформы и привокзальные территории. Был заметно пополнен подвижной состав – приобретены один плацкартный и три купейных вагона, планировалось дополнительно купить ещё три плацкартных вагона (в компании «Крымская железная дорога»). Всего к пуску регулярного пассажирского движения их собрали семнадцать: шесть купейных и одиннадцать плацкартных. Кроме того, было приобретено три вагона-ресторана у «Литовской железной дороги».

19 июня 2019 года состоялось подписание акта приемочной комиссии по определению готовности к открытию пускового комплекса Томмот–Якутск (Нижний Бестях). Эта событие произошло в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Якутии.

28 июня Федеральным агентством железнодорожного транспорта издан приказ номер 270 об открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования на объекте «Строительство пускового комплекса Томмот – Якутск (Нижний Бестях) участка Томмот – Якутск железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск. I этап». Итоговым решением для организации прямого сообщения для перевозок грузов и пассажиров до станции Нижний Бестях в соответствии с административным регламентом ФАЖТ стало подписание приказа об открытии станций для выполнения коммерческих операций по Тарифному руководству номер 4.

На прошлой неделе станция Нижний Бестях была официально открыта для выполнения грузовых и пассажирских операций. 19 июля подписан приказ Росжелдора номер 309 об открытии станций участка Томмот – Нижний Бестях для выполнения грузовых и пассажирских операций по Тарифному руководству номер 4 с присвоением кодов единой сетевой разметки.

Согласно данному приказу, станция Нижний Бестях была открыта для выполнения пассажирских операций по знаку «П» – это продажа билетов на все пассажирские поезда, приём и выдача багажа.

Также станция Нижний Бестях открылась для выполнения грузовых операций по параграфу 1 (приём и выдача грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках мест общего пользования) и 8, 10, 11, 12 (приём и выдача крупнотоннажных контейнеров на станции). Станция Кердем открывается для выполнения грузовых операций по параграфу 1.

Приказ вступил в силу сегодня, 26 июля 2019 года. С этой даты билеты на пассажирские поезда стало можно приобретать в кассах на железнодорожных вокзалах, на сайте ОАО «РЖД», а также практически в любой авиакассе.

ПОЕХАЛИ!

Согласно расписанию на сайтах по продаже билетов, первый пассажирский поезд номер 327 от станции Нижний Бестях отправится 29 июля в 10.00. В 18.00 он прибудет на станцию Томмот, откуда в 20.34 отправится дальше на юг. В 4 часа утра 30 июля поезд прибывает на железнодорожную станцию Нерюнгри.

Итого дорога от Нижнего Бестяха до Нерюнгри займет ровно 18 часов. Поезд в этом направлении теперь будет ходить через день, по нечетным числам (кроме 31-го).

30 июля в 9.20 до станции Нижний Бестях отправится первый в истории пассажирский поезд из Нерюнгри. Через 16 часов 40 минут, то есть ровно в 2 часа ночи 31 июля поезд по расписанию прибывает на станцию Нижний Бестях. Из Нерюнгри на север поезд будет ходить по четным числам.

Билет от Нерюнгри до Нижнего Бестяха стоит около 900 рублей (общий вагон с сидячими местами), 1 500 (плацкарт) и 2 400 рублей (купе).

От Нижнего Бестяха до Москвы можно будет уехать примерно за 7 800 рублей (плацкарт) и за 12 900 (купе). От Нижнего Бестяха до Благовещенска билет будет стоить примерно 4 700 рублей (купе), 2 800 (плацкарт). До Томмота планируется восемь-девять минутных остановок для удобства жителей сел, которым посчастливилось жить недалеко от железной дороги.

По времени поездка на поезде со станции Нижний Бестях будет занимать: до Томмота — 9.34, до Алдана – 12.09, до Нерюнгри – 18.30 (обратно – почти на два часа меньше), до Хабаровска — двое суток и 22 часа, Благовещенска — 2,5 суток, до Москвы — шесть суток и 2 часа.

Столицу республики с Нижним Бестяхом по-прежнему разделяет широкая Лена. Поэтому сразу возникает вопрос: приехали мы на поезде на станцию Нижний Бестях и что же дальше?

Для удобной и быстрой доставки пассажиров Нижнего Бестяха АК «ЖДЯ» будет применять так называемую мультимодальную схему перевозок пассажиров. Такая схема сейчас успешно применяется в Крыму. Вместе с железнодорожным билетом можно будет приобрести билет до пристани поселка Нижний Бестях (автомобильный) - дополнительно 100 рублей к стоимости железнодорожного билета и проезд до Якутска дополнительно к стоимости железнодорожного билета (автомобильный и водный): летом - 250 рублей; зимой - 200 рублей.

То есть, дорога в Якутск будет выглядеть приблизительно следующим образом. В 2 часа ночи мы прибываем на железнодорожную станцию Нижний Бестях. Автобус примерно за полчаса довезёт нас до пристани. Затем пассажиры пересаживаются в комфортабельный катер и отправляются до речного порта Якутска. Речной порт – это уже Якутск. Время около шести часов утра, весь день впереди, и можно ехать дальше по делам и в аэропорт, если вы летите дальше.

Это летом. Зимой никакой катер до речпорта ждать нас, конечно, не будет, а реку Лена до Якутска мы по старинке преодолеем по её прочному и надежному льду.

Аналогичный путь, только в обратном направлении - для тех, кто отправляется из Якутска.

О событиях исторического для Якутии дня 27 июля 2019 года расскажем в следующих публикациях.

Олег СОЛОДУХИН.

Нерюнгри - Нижний Бестях.

Архивные фото Олега Солодухина и из открытых источников.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
26.07.2019 01:59 (UTC+9)
Комментарии: 11
Ехало не везет 26.07.2019 06:04

Билеты в авиакассах почему не продают?


Якутия , которая на юге 26.07.2019 06:34

Почему о людях не думают ? 2 ночи , это испытание для маленьких ребятишек и их родителей.А кто едет в больницу? Сколько можно терпеть прибытие в Нерюнгри с Томмота в три ночи!!!!?


Игорь 26.07.2019 08:19
В два часа ночи по Москве, если я не ошибаюсь, по нашему - в восемь утра в Нижнем Бестяхе, как раз.

расписание притрется 26.07.2019 13:12
и будет отходить с бестяха в восемь и так в восемь приходить в нерюнгри

соотечественник из Евросоюза ... 26.07.2019 06:38

"... выборы президента России – вернувшегося на этот пост Владимира Путина, и хорошее настроение нам было нужно, как никогда...." - чё то я не понял , зачем понадобилось "хорошее настроение как никогда" ? Оно чё - грохнулось что ли в момент "возвращения на пост" ???


Местный 26.07.2019 08:28
Соотечественник, ты какой-то наивный. Сразу видно не наш человек. Выборы это повод показать, что в нашей стране всё хорошо. А у вас не так?

Пассажир 26.07.2019 11:35

Дожили еще чуть чуть и поехали.Поздравляю всех с открытием Ж/д !!!Счастливого пути.Особенно удобно для студентов и пенсионеров.


Якутия , которая на юге 26.07.2019 11:43

Ничего не удобно, в космос летаем , а скорость ниже , чем в начале века.Весело первые два часа.


Зритель 26.07.2019 13:53

Событие историческое. Статья очень детально хронометрирована, основана на фактах, спасибо Олег Солодухин. Чувствуется дурман торжества. Но что делать с межсезоньем, когда лед еще не такой крепкий, а паром уже не ходит. Вся полностью дорога от Нерюнгри до Н-Бестяха обездвижена для пассажиров и для груза, когда "переправа встает", т.е. от момента наполнения грузовых дворов предпринимателей до момента открытия "автозимника" - зимой, и от момента наполнения грузовых дворов предпринимателей до момента открытия парома - летом.

Территориальная организация населения Республики Саха (Якутия) имеет баланс численности населения бОльшая часть которого расселена по левую сторону берега реки Лены. И если говорить о торжестве "Пассажирского железнодорожного движения" по ЖДЯ, то имеем то что оно (пассажирское движение конечно), не удовлетворяет конституционным требованиям большинства жителей Республики в части ст.27 где говорится о свободе передвижения. Если это кого-то интересует. Пока нет моста - нет механизма реализации этой стать для людей, законно находящихся на территории Российской Федерации. Есть к чему стремиться.

Надеюсь будет статья Олега Солодухина " Вслед за Крымским - готов Якутский мост"


Руссо туристо зрителю 26.07.2019 19:50
Не нагнетайте .... Конституцию им подавай , вам ещё может выборы вернуть ?

Чимит 07.08.2019 21:07

Спасибо ,Олег ! В 1988году я застрял в Якутске .надо было в Читу .жил 2месяца в аэропорту .сейчас бы летом прокатился бы в Якутию из Читы .для якутян ведь это возможность уехать в Забайкалье ,амурскую область и приморье .что не смогли коммунисты то смогли их потомки .


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ