ФБК нашел у зятя Михаила Мишустина шесть квартир в Нью-Йорке
АЛРОСА представит на аукционе в Израиле бриллиант редкого оттенка
На Северном Кавказе коррупционеры нанесли ущерб государству почти на 3 млрд
Умер один из ведущих театральных режиссёров Петербурга
АК "Якутия" будет выполнять только вывозные чартеры из Южной Кореи

Первым культурным событием в рамках объявленного в Якутии Года патриотизма и Года исторического наследия в Нерюнгринском районе стала премьера спектакля «Судьба» в Театре куклы Республики Саха (Якутия) города Нерюнгри.

Как рассказал корреспонденту ИА SakhaNews директор и художественный руководитель театра Петр Скрябин, каждый год республиканский Театр куклы выпускает по шесть новых постановок. Это государственное задание от министерства культуры и духовного развития. При этом существует программа федеральной поддержки новых постановок для театров кукол и театров для юношества. Программа поддержки предусматривает в первую очередь финансовую помощь театрам в осуществлении таких постановок.

«Каждая премьера становится очень радостным событием и для театра, и для наших зрителей. «Судьба» в постановке главного режиссера театра Александра Иванова – это кукольный спектакль для взрослых, по произведению Михаила Шолохова «Судьба человека». Мы надеемся, что новая работа заинтересует нашего зрителя. Это очередной наш выход на взрослого зрителя с кукольным спектаклем», – сказал Петр Скрябин.

О том, как шла работа над новым спектаклем, ИА SakhaNews рассказал режиссер-постановщик Александр Иванов. «Замысел родился около полутора лет назад. Начали с поисков художника для этого спектакля. Со Светланой Струковой я познакомился в Санкт-Петербурге, где заканчивал учебу. Она художник-постановщик театров кукол. Работает в разных театрах, являясь свободным художником. Весь художественный образ спектакля «Судьба» придумала она – кукол, эскизы и так далее. Я «подбрасывал» ей идеи, а она их реализовывала, рисовала, воплощала в жизнь», - рассказал Александр Иванов.

Оригинальные куклы для спектакля изготовил бутафорский цех. В этом году постановочную часть республиканского Театра актера и куклы возглавил заслуженный артист Якутии Николай Пономарев. Куклы своими руками выполняли Татьяна Емакова, Александр Онофрий, Наталья Файзулина, Мария Тиханович. Швейный цех - Наталья Серебреникова и Светлана Федосеева. Они одевали и кукол, и людей – всех, кто выходил на сцену. Непростые декорации к спектаклю, который включал в себя и сны героя, и историю лошади, и военные сцены, и автомобиль, изготовил столярный цех.

Над музыкой к спектаклю композитор, музыкант и звукорежиссер Андрей Никулин начал работать задолго до того, как начались репетиции.

«Писать музыку к этому спектаклю было очень интересно. Начал я еще летом. Режиссер-постановщик заранее объяснял идею, и я еще летом думал, как это воплотить. Музыка к спектаклю пишется по-разному. Что-то до спектакля, что-то во время работы над ним. Для меня это уже восьмой спектакль, к которому я пишу музыку в нашем театре. С моей музыкой шли «Никита Кожемяка», «Снегурушка», «Двое в темноте», «Кустук», «Пашка» и другие. В каждом из них работать было интересно», - поделился Андрей Никулин.

Художник по свету спектакля «Судьба» - Джемма Гордеева. У неё тоже интересная и необычная работа. Большинство действия происходит на затемненной сцене, в соответствии с содержанием произведения. Война, плен, гибель родных людей, трагическая история лошади – все это не подразумевает ярких цветов и веселых красок. Лаконичные световые решения подразумевают особое отношение и художника по свету.

Литературное содержание спектакля заметно отличается от сюжета рассказа. Автор инсценировки - заслуженная артистка Якутии Кристина Никифорова – согласно идее режиссера-постановщика, перенесла начало действия в Якутию, сделав главного героя якутом. Параллельно трагической истории Андрея Соколова происходит история лошади, потерявшей жеребенка.

«Постановка получилась достаточно серьёзной, интересной и необычной. Хотя режиссёр и старался не отходить от сюжета рассказа и не искажать вложенный писателем смысл, всё-таки некие отличия от оригинала вы заметите сразу. Но в этом есть и прелесть, и оригинальность постановки Александра Иванова. Как и в рассказе Шолохова, наш герой Андрей — это сильный человек с несгибаемым характером, на долю которого выпали тяжкие испытания», - рассказали в республиканском Театре актера и куклы накануне премьеры.

«Почему мы сделали его якутом? Это нам ближе, ведь мы рассказываем про себя. Хотя вся эта история могла произойти с человеком любой национальности из Советского Союза. С русским, грузином, украинцем. Любым представителем единой страны. Образ лошади – это тоже Якутия. Шолохов писал про донских казаков, и мы пытались максимально сохранить его атмосферу, стиль, казацкие песни, степь, лошадей, которые одинаково близки и якутам, и казакам. В спектакле мы запускаем параллельно историю лошади, которая потеряла жеребенка, и историю главного героя, потерявшего семью. Лошадь – это душа главного героя. Они находят решение с лошадью вместе, встречаясь в своем мире снов, в своем космосе», - так видит этот спектакль Александр Иванов.

Так что, переписывая текст Шолохова для сцены, автору инсценировки Кристине Никифоровой было над чем поработать. Хотя, несмотря на кардинальную переработку содержания, особенно в начале спектакля, основные сюжетные линии в спектакле остались. Как и в шолоховском рассказе, одной из самых впечатляющих сцен спектакля является присутствие героя в фашистском концлагере, его не физическая, но моральная победа над фашистами, которые не только не убили его, но и «наградили» салом, которое потом поделили на весь барак.

«Образ Мюллера тоже собирательный. Мы пытались избегать очень явных знаков – таких, как кресты, солдаты, автоматы и так далее. Мы абстрагировали эти образы, старались показать эту проблему не конкретной, а иносказательной», - поделился Александр Иванов.

О чем рассказ, по которому поставлен этот спектакль, конечно, знают все зрители и читатели. "Судьба человека" Михаила Шолохова входит в школьную программу по литературе для девятого класса. Многие сюжетные линии вошли в инсценировку.

Рассказ «Судьба человека» стал последним произведением Михаила Шолохова, хотя после его написания он прожил еще почти тридцать лет. В 1959 году рассказ был экранизирован молодым в то время режиссёром Сергеем Бондарчуком, который сам сыграл главную роль. Фильм «Судьба человека» в 1959 году был удостоен главного приза на Московском кинофестивале.

Так республиканский Театр актера и куклы Нерюнгри рассказал о судьбе солдата Великой Отечественной Войны, Андрее Соколове. Война отняла у мужчины всё: семью, дом, веру в светлое будущее. Но та же судьба не позволила сломиться Андрею. Встреча с осиротевшим мальчиком Ванюшкой принесла в жизнь Соколова новый смысл.

В создании нового спектакля принимали участие практически все работники театра, которые создали яркую сценическую версию сложного и глубокого произведения Шолохова о судьбе не только одного простого человека, но и о судьбе целого народа.

Зоя НИКОЛАЕВА.

г.Нерюнгри.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
26.01.2020 02:27 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ