Якутские коровы отправились в Москву
Завтра на западе и в центральной части Якутии дожди
Гроза нарушила энергоснабжение в Сунтарском районе
В ДТП пострадали трое детей: водитель уснул за рулем
В 140 солнц! На Якутск навалится жара

Какие требования предъявляются к охране водных объектов, какие обязанности имеются у водопользователей, какую ответственность несут лица за загрязнение водных объектов. На эти и другие вопросы отвечает помощник Якутского природоохранного прокурора Вячеслав Андреев.

- Вячеслав Викторович, что понимается под водопользованием и кто относится к числу пользователей водными объектами?

- Водопользование представляет собой любой вид деятельности, который осуществляется при непосредственном взаимодействии с водным объектом, то есть использование воды с целью удовлетворения нужд населения и хозяйственной деятельности человека называется водопользованием.

Для наглядности приведем примеры водопользования: для питья, полива сельхозрастений, рыбного хозяйства, отдыха, для транспортных целей, размещения стоянки катеров, дноуглубительные работы в акватории водоема и так далее.

Под водопользователями понимаются те лица, которые пользуются водными ресурсами и право пользования которым предоставлено. Это могут быть физические и юридические лица.

- Требуется ли для пользования водным объектом разрешение?

- Законодатель требует получать разрешительную документацию на использование водных объектов, в том числе и для граждан. Исключения для граждан имеются, но в том случае, если лицом забор воды осуществляет без использования технических средств и оборудования. Однако, если гражданин к примеру использует летний водопровод и устанавливает насосную станцию, тем самым организовав забор воды с водоема, то соответствующее разрешение иметь необходимо.

- На основании каких документов возникает право пользования водными объектами и кто их выдает?

- Водные объекты предоставляются в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Деятельность по предоставлению в пользование водных объектов, расположенных на территории республики, осуществляется Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства республики Саха (Якутия).

- Какие обязанности возложены на водопользователей?

- Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. В связи с этим на водопользователей возложен ряд обязанностей. Законодателем определяются условия использования водного объекта, в частности объем допустимого забора водных ресурсов, сроки водопользования (предельный срок не более 20 лет), размер платы, условия и сроки её внесения, ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

Водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других водопользователей, причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения, вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов и объема сброса сточных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами.

Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем.

- А какие требования предъявляются к охране водных объектов?

- Статьей 55 Водного кодекса РФ устанавливаются основные требования к охране водных объектов. На собственников и водопользователей водных объектов возлагается обязанность по осуществлению мероприятий по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений.

К таким мероприятиям можно отнести:

1) деятельность по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками;

2) меры, направленные на предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения;

3) расчистку водных объектов от донных отложений и т.д.

- Что такое водоохранная зона и как она устанавливается?

- В целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и растительного мира, статья 65 Кодекса устанавливает особый режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон указанных объектов.

Под водоохранной зоной понимается территория, примыкающая к береговой линии водных объектов. В границах водоохранной зоны располагается береговая и прибрежная защитная полосы.

Водоохранная зона имеет свои «пояса»: береговую, прибрежную защитную полосу и часть водоохранной зоны, находящуюся за пределами прибрежной защитной полосы. Чем ближе «пояс» водоохранной зоны к воде, тем более жесткий режим использования он имеет.

Так, ширина водоохранной зоны зависит от протяженности водного объекта и составляет для рек (ручьев) протяженностью до 10 км – в размере 50 м, от 10 до 50 км – 100 м, более 50 км – 200 м.

Чтобы не теряться в сомнениях по поводу того, сколько же составляет ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы у конкретного водного объекта, законодатель предусмотрел механизм информирования граждан о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности на указанных территориях.

Каждый из нас, отдыхая у водного объекта, может наблюдать знаки, где на синем фоне печатными буквами белого цвета имеется надпись: «Водоохранная зона». Текст, нанесенный на знак, должен быть виден в светлое время суток с расстояния 50 метров. Отсутствие таких знаков не является основанием для освобождения от ответственности.

Чтобы не нарушить закон в случае отсутствия знаков и специально оборудованных мест для стоянки автомобилей, возможно самостоятельно определить границу водоохранной зоны с учетом указанных мною критериев.

- Что разрешено и запрещено в этой зоне?

- В соответствии с ч.1 ст.6 Водного кодекса Российской Федерации реки, озера и иные водоемы являются общедоступными водными объектами.

Это означает, что каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

В границах водоохранных зон категорически запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. В водоохранных зонах также не может быть расположено кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ. В границах прибрежных защитных полос помимо прочего запрещается выгул сельскохозяйственных животных.

- Какие нарушения допускают граждане и организации чаще всего?

- Как показывает практика наиболее распространёнными нарушениями среди организаций являются:

— использование водных объектов для сброса сточных вод без решения о предоставлении водного объекта в пользование;

— осуществление сброса сточных вод в водный объект без разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду (водные объекты).

К примеру, в октябре прошлого года Якутская природоохранная прокуратура провела проверку исполнения Акционерным обществом требований законодательства об охране окружающей среды и природопользовании при осуществлении деятельности по добыче угля с выездом в Нерюнгринский район. В ходе осмотра акватории р.Верхняя Нерюнгра и территории в районе шламового хозяйства предприятия установлен выпуск технологических вод в водный объект, который не учтен в разрешительных документах на водопользование.

В целях устранения выявленных нарушений Якутская природоохранная прокуратура внесла в адрес руководителя акционерного общества представление, по результатам рассмотрения которого приняты меры, организована работа по приведению в соответствие нормативно-разрешительной документации на водопользование.

Кроме того, по инициативе прокуратуры компания как юридическое лицо и ответственное должностное лицо привлечены к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ (пользование водным объектом с нарушением установленных условий) с назначением наказаний в виде штрафов на общую сумму более 70 тысяч рублей. Ущерб Обществом возмещен.

Гражданами чаще всего допускается мойка машин возле рек, озер в границах водоохранных зон.

- Какая ответственность предусмотрена за данные нарушения?

- В случае допущения нарушений водного законодательства и загрязнения водных объектов законодатель предусмотрел административную и уголовную ответственность, сочетая их с мерами гражданско-правового характера.

К примеру, мойка машины в водоохранной зоне обойдется гражданину в виде административного штрафа до 4 500 рублей; должностному лицу (если автомобиль служебный) — до 12 000 рублей; для юридических лиц штраф составляет до 400 тысяч рублей (ч.1 ст.8.41 КоАП РФ).

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях также предусмотрена ответственность за самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (статья 7.6 КоАП РФ), нарушение правил охраны водных объектов (статья 8.13 КоАП РФ), нарушение правил водопользования (статья 8.14 КоАП РФ), нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (статья 8.15 КоАП РФ) и т.д.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за загрязнение вод. Так, статья 250 УК РФ предусматривает ответственность за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам.

Также Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за широкий спектр уголовно-наказуемых деяний, так или иначе связанных с оказанием негативного антропогенного воздействия на водные объекты: нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (статья 216 УК РФ), нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (статья 246 УК РФ), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (статья 247 УК РФ).

Помимо административной и уголовной ответственности, законодательством об охране окружающей среды предусмотрено обязательное возмещение ущерба, причиненного водным объектам.

Так, в ходе проверки природоохранной прокуратуры, проведенной в Нерюнгринском районе в 2017 году, установлено, что при осуществлении деятельности по добыче золота на лицензионном участке недр Обществом с ограниченной ответственностью, сточные воды с промывочного прибора без какой-либо предварительной очистки сбрасываются в водный объект. Кроме того, использование водного объекта осуществляется в отсутствие разрешительной документации.

Ущерб, причиненный водному объекту вследствие сброса недостаточно очищенных сточных вод, составил свыше 46 млн рублей.

По постановлению природоохранной прокуратуры общество и его должностное лицо привлечены к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ (нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение) и по ст.7.6 КоАП РФ (самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий).

Якутской природоохранной прокуратурой в суд предъявлено исковое заявление о взыскании с Общества ущерба, причиненного окружающей среде. Решением Алданского районного суда исковое заявление прокурора удовлетворено в полном объеме. Верховным судом Республики Саха (Якутия) решение суда первой инстанции отставлено без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы Общества отказано.

В настоящее время предприятие находится в процессе банкротства.

С.Н.СТЕПАНОВ,

заместитель природоохранного прокурора республики,

младший советник юстиции.

Если Вы стали свидетелем загрязнения водного объекта со стороны водопользователей в результате их деятельности, сообщите об этом на номер ответственного дежурного Управления Росприроднадзора по РС(Я): 8 924 867 6718 либо в Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства по телефону: 50-85-62 и ее территориальные подразделения.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
29.05.2020 04:11 (UTC+9)
Комментарии: 1
Хм 29.05.2020 04:37

а прокуроры не могут давать интервью не как роботы цитируя нормы закона, а как то быть поближе и рассказывать все простым понятным языком с приведением бытовых понятных примеров?


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ