В Якутске снесли самовольно построенные объекты
Регионы обязали обеспечить школьников средствами гигиены
Таяние ледников Гренландии уже не остановить
Нерюнгринец получил от предприятия компенсацию в 168 тысяч
АЛРОСА не будет выплачивать дивиденты за первое полугодие

В этом году COVID-19 не смог помешать самодеятельным творческим коллективам Нерюнгринского района, соблюдая меры безопасности, отметить один из любимых летних народных праздников – Ивана Купалу.

Праздник, как всегда, прошел на берегу реки Чульман, с участием непрофессионалов - многих творческих людей – участников фольклорных коллективов: «Забава», «Талисман», самодеятельных солистов.

Поскольку в этом году 7 июля выпал на вторник, праздник было решено провести в ближайшее к этому дню воскресенье – 12 июля.

К счастью, потому что именно в минувшие выходные выпала чудесная погода, столько редкая в Нерюнгри, и которая добавила позитивных эмоций всем участникам праздника.

День Ивана Купалы в Нерюнгринском районе в формате небольших народных гуляний на обрядовом комплексе отмечается третий год подряд. Он имеет не только этнографическую, но и познавательную ценность, особенно для молодых поколений нерюнгринцев.

Возник этот праздник у восточных славян еще в раннем язычестве и изначально был связан с летним солнцестоянием. Отмечали его 22 июня – когда лето поворачивает на осень. Восхваляли в этот день плодородие и цветение, начало настоящего лета.

С приходом христианства и принятием григорианского календаря праздник перенесли на 7 июля, и он совпал с днем рождества Ивана Крестителя, имя которого в переводе с греческого означает «купатель». Это и дало празднику его нынешнее название – День Ивана Купалы. Но, несмотря на существенные перемены, древние обряды, посвящённые этому дню, не забылись.

Все эти моменты были широко учтены в сценарии праздника, который прошел около реки Чульман. Все гости были одеты в народные костюмы, и даже тем, у кого дома такого костюма не нашлось, организаторы любезно предоставили такую одежду.

Праздник открылся общим исполнением песни «Ой да на Ивана на Купала». Поскольку в числе гостей были лучшие фольклорные творческие силы района, исполнение не составило труда участницам.

Солисткой была одна из лучших исполнительниц фольклорных песен в Нерюнгринском районе Полина Мартынюк. Она же блистательно и, как всегда, а капелла, то есть без музыкального сопровождения, исполнила песню «Палала».

Праздник Ивана Купала был построен, конечно же, в первую очередь, на народных обрядах. Это и благодарность богу Яриле (богу Солнца), просьба солнца и тепла (весьма актуальная для Нерюнгри).

Песня «Лето», сопровождаемая хороводом вокруг нежных зеленых берез, после чего последовал обряд с березой и хоровод под песню «Во поле березка стояла». «Заплетание кос» берез – это повязывание ленточек с загадываем желаний (подобные обряды есть у многих народов).

Состоялся конкурс на самую длинную косу. Тройку призеров составили Полина Мартынюк, Сардана Прошутинская и Мария Новикова.

Получили возможность проявить себя парни, участвовавшие в празднике, которым дали отдубасить друг друга мешками с сеном. Целью этих соревнований игры было выбить соперника из круга мешком, стоя на одной ноге.

Самая интересная часть праздника состоялась на реке Чульман. Взяв венки, участники дружно и очень красиво прошли на берег реки. Еще по древней традиции на Руси в Купальскую ночь девушки плели из трав и других различных растений венки, которые считались наделенными особой силой, как и вся ночь на Ивана Купалу также считается волшебной. В Якутии такой венок собирают, как правило, из березовых веток.

Венки плели для различных обрядов и гаданий. Их пускали по воде и смотрели, как они себя поведут, чтобы определить дальнейшие события в личной жизни девушки «на выданье». Если венок приплывал к берегу, то девушку ожидала скорая свадьба. Если плыл дальше, то замужество состоится не скоро. А если же тонул, то девушке не суждено было выйти замуж. Поскольку все участницы праздника в Нерюнгри плели венки сами, можно говорить о том, что судьба девушек – в их собственных руках.

После обрядов на реке, вызвавших огромный интерес у случайных свидетелей праздника, отдыхавших на берегу, участники вернулись на обрядовую поляну.

Кульминация праздника – костер. Наши предки считали, что огонь в эту ночь приобретает магическую силу, а потому с ним связано большинство обрядов этого праздника.

Пока костёр горит ярко, вокруг него водят хороводы, поют и танцуют. Как только огонь немного стихал, через него начинали прыгать.

После совершения всех обрядов участники праздника смогли отведать вкусного чая с травами, приготовленного на костре.

Праздник добавил хорошего настроения и оптимизма всем, кто принял в нем участие. Если же добавить ко всем полученным впечатлениям великолепную погоду, установившуюся в этот день, то можно говорить о нем как о самом ярком впечатлении короткого нерюнгринского лета.

Фоторепортаж Олега СОЛОДУХИНА,

собственного корреспондента ИА SakhaNews.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
15.07.2020 00:21 (UTC+9)
Комментарии: 1
Рыжая 15.07.2020 06:51

Олег Васильевич, про папоротник умолчали. Зацвел ай нет?


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ