Федеральный информационный портал "SakhaNews"
(Информационное агентство "SakhaNews"/"Саха Новости")

Дата публикации: 01-01-2020 19:11
URL публикации: http://www.1sn.ru/239466.html


Как и когда праздновали Новый год в давние времена...

Вот и наступил Новый год, 2020 год. Прошла таинственная новогодняя ночь, когда мы условно делим время на прошедший год и на новый, наступивший, ждем от жизни чуда и исполнения заветных желаний…

Над миром плывет удивительная ночь. Ночь тишины и покоя, когда слышен шепот снежинок и извечная, невообразимо манящая, песня далеких звезд... Тихо, тихо, едва слышно скрипя половицами в Дом заходит Счастье, за ним вея ароматами цветов, грея летним Солнцем, плывет Любовь, за ней сияя мириадами огней, ступает Удача, за ней, кружа голову теплом и запахом далекого детства, приходит Изобилие и за ними вереницей идут Все Блага Мира... Таинственная волшебная Ночь... Так мы представляем в своих мечтаниях зимнюю, морозную новогоднюю ночь…

А всегда ли Новый год праздновался в зимнюю ночь?

Древний Египет. Новый год праздновали во время разлива Нила, когда восходила священная звезда далекая и таинственная - Сириус (точную дату указать сложно — разброс где-то с июля по сентябрь), и начинался первый сезон древнеегипетского года — «ахет». Разлив Нила назывался приходом Хапи — бога Верхнего и Нижнего Нила. Это было священное время для Египта, ведь засуха поставила бы под угрозу само существование этого земледельческого государства. Поэтому с восходом Сириуса начинался новый период жизни древних египтян, которые к тому времени оканчивали посев.

Подготовка к встрече Нового года начиналась задолго до разлива. В хозяйствах храмов откармливали жертвенных быков и птиц, запасали масла и смолы. Даже бедняки старались сшить новое платье и передники к всенародным праздникам. Жрецы рассчитывали день прибытия воды, и в канун назначенной даты народ толпился на набережной, с нетерпением ожидая разлива.

Народ бурно приветствовал прибывающие валы, которые шли с юга, бороздили реку и уходили на север. Впереди стояли жрецы храмов. На порогах бедных хижин и на мраморных ступенях дворцов — повсюду люди радостно встречали животворные воды священной реки. В день разлива Нила приносили жертвы Хапи, в реку бросали свитки папируса с написанным на них перечнем даров. Статуи бога Амона (с которым иногда отождествляли Хапи), его жены и сына ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу месяц, что сопровождалось пением, танцами и весельем. Затем статуи вносили обратно в храм.

При праздновании Нового года у египтян существовал обычай наполнять специальные сосуды «святой водой» из разливающегося Нила, вода которого в это время считалась чудодейственной. Кроме того, освобожденные от работы, египтяне навещали в это время друзей и родственников, вместе с ними поминали предков и славили богов.

Древнеегипетский Новый год был связан еще с одним культом — богини любви и музыки Хатхор, дочери солнечного бога Ра. За две ночи до Нового года верховный жрец с помощниками проводил ритуальное очищение статуи богини в храме Хатхор в Дендере. А в ночь накануне Нового года — «ночь Ра», когда происходила битва бога солнца с богами тьмы — проводилось торжественное шествие, в котором наравне со жрецами участвовали фараон и его жена.

Статую Хатхор несли на священной ладье и устанавливали в беседке с 12 колоннами, символизировавшими месяцы года, на крыше храма.

С появлением первого луча солнца в новом году занавески открывались, и на богиню изливался золотым потоком солнечный свет — мистическое благословение богом Ра дочери Хатхор, храма и всего мира. Так начиналось исчисление Нового года в Египте.

Древний Вавилон. Здесь Новый год наступал с первым новолунием. Как только появлялся на темном бархате неба первый тоненький месяц после весеннего равноденствия, которое считалось первым днем весны, с этого дня и наступал Новый год. Ведь весна - пора возрождения, высадки семян и цветения. Во время праздника в течение 11 дней каждый делал что-то новое, особенное. Причем каждый день отмечался как-то по-своему. Таким образом, люди каждый год начинали новую жизнь. Как видим, новогодняя традиция принимать решение что-то изменить в своей жизни в наступающем году уходит корнями в Древний Вавилон.

Древняя Персия. Древнеперсидский праздник Навруз отмечался на весеннее равноденствие с 21 на 22 марта и означал начало весны и посевного периода. Слово «навруз» переводится с персидского как «новый день». Это первый день месяца фарвадин по иранскому календарю.

За несколько недель до этой даты семена пшеницы или ячменя клали в блюдо, чтобы они проросли. К Новому году семена давали ростки, что символизировало приход весны и начало нового года жизни.

В канун праздника все мирились, наполняли кувшины зерном, ключевой водой или молоком — в надежде на щедрый урожай, благодатные дожди и богатые надои. В утро Навруза нужно было завершить приготовление еды, уборку, украшение дома гранатовыми и яблоневыми ветками и выбросить мусор. После этого накрывали «достархан» — скатерть со множеством национальных блюд, сладостей и напитков. И устраивали праздничный пир.

Древняя Греция. «Начало года приходилось на самый длинный день в году — 22 июня. А летоисчисление свое греки вели от знаменитых Олимпийских игр», - гласят некоторые источники. «Единого календаря, однако, у греков не было: в каждой области были приняты свои названия месяцев (известно около 400 названий) и свой день, с которого начинается год (между концом июня и концом июля)» - можно найти в «Словаре Античности».

Древний Рим. «Римляне первоначально тоже исчисляли время лунными годами (лунный год состоял из 355 или 377-378 дней). Новый год начинался 1 марта», - говорится в том же «Словаре Античности».

Впервые календарь, в котором год начинался с 1 января, ввел римский император Юлий Цезарь. Римляне в этот день приносили жертвы двуликому богу Янусу, который считался покровителем начинаний, и к этому дню приурочивали важные мероприятия, считая его особо благоприятным. Обычай дарить новогодние подарки тоже пришел к нам из Древнего Рима. Считается, что первыми подарками были ветви лавра, которые предвещали счастье и удачу в наступающем году. «Желаю тебе благоприятного и счастливого Нового года», — писали римляне на новогодних подарках, иногда прибавляя шуточные стихи.

Есть еще сведения, что с 1 января 153 г. до н.э. вступали в должность консулы, поэтому еще этот день и был знаменательным.

Как праздновался Новый год в языческой древней Руси - один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа с какого времени начинался отсчет года.

Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так, у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту.

На Руси существовало долгое время пролетье, то есть первые три месяца, а с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который впоследствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия - 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - наступил новый год.

Вместе с христианством на Руси (988 г. - Крещение Руси) появилось новое летоисчисление - от сотворения мира, так и новый европейский календарь - Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта.

По одной версии, в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллель гражданскому новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот.

А когда же отмечался Новый год у древних саха?

Традиции, верования, обычаи народа саха были хорошо изучены этнографами в XVIII-XIX веках. По записям исследователей тех времен видно, что новый год – это празднование новой зелени, приходится на конец весны – начало лета.

«Кумысный праздник приходится обыкновенно около Троицына дня, приблизительно в конце мая... с соснового (бэс ыйа), и с него начинается новый год», - записал Ричард Маак в своем труде «Вилюйский округ Якутской области».

«Ысыахов было много, но главных было два: малый – весною, когда трава покрыла землю...», - находим в книге Вацлава Серошевского «Якуты». Видимо, Серошевский все обряды, связанные с равноденстием, считает Ысыахом.

«Старинный большой кумысный праздник справляется весною (около Троицына дня, в конце мая) в честь божества Айыы...», - отмечал и Эдуард Пекарский, также он писал: «Новый год – новое лето».

Если основываться на записи этих исследователей, то в старину саха отмечали новый год в конце мая. Но тогда что означает Ысыах, который в современное время трактуется как встреча Нового года?

В научной литературе по поводу значения Ысыаха существуют разные точки зрения. В основном, исследователи рассматривали его как родовой, религиозный праздник, во время которого совершались бескровные жертвоприношения в честь высшего божества якутов Юрюнг Айыы – Тойона и других Айыы, так считали В.Трощанский и Э.Пекарский, также наш современник профессор Н.А.Алексеев.

Г.В.Ксенофонтов определял Ысыах как праздник торжественной встречи восхода летнего солнца.

А.И.Гоголев рассматривает Ысыах как «культовый праздник плодородия, справляемый в начале года, соединяющий воедино элементы обожествления солнца, неба и земли в своей книге «Историческая этнография якутов».

В настоящее время многие считают, что Ысыах – это праздник Нового года.

С древних времен у саха были два понятия «сыл» - год и «дьыл» - в значении времена года, сезон. Весь год делился на две части – холодные времена года и теплые. Когда минуют холода, это и означает, что благополучно пережили зиму – холодные времена – «дьылы туораатыбыт». Эти холодные времена заканчиваются именно поздней весной, ближе к раннему лету. А Ысыах – это праздник солнцепоклонников, отмечающих самый длинный день в году, как писал Гавриил Ксенофонтов. И, возможно, и не имел ничего общего со встречей Нового года.

Но по воле провидения мы отмечаем праздник Нового года именно зимой, в ночь с 31 декабря на 1 января. Это ближе к зимнему солнцестоянию, которое имело сакральное значение для всех солнцепоклонников, в том числе и саха.

Существует древнее поверье саха. В День Зимнего Солнцестояния, в этот сакральный день - 21 декабря, с Высоких Священных Небес спускаются девять Божественных Шаманок Благодатного Покоя – Айыы намыһын удаҕаттар, принося в Мир покой и гармонию, любовь и счастье, изобилие и благополучие.

С 22 декабря Божественное Белое Солнце начинает свой новый круговорот, и начинается другой виток жизни, обновленное Солнце посылает новую прекрасную энергию на Землю. В это время древние саха, как и все солнцепоклонники и огнепоклонники, разжигали священный огонь, тем самым отдавали дань животворящей силе Божественного Солнца...

Испокон веков считалось, что в зимнее время надо жить в тишине и покое, в благостном состоянии духа, как и вся Природа, которая находилась в полудреме под покровом чистого белого снега.

Варвара КОРЯКИНА,

г.Нерюнгри.