Федеральный информационный портал "SakhaNews"
(Информационное агентство "SakhaNews"/"Саха Новости")

Дата публикации: 31-07-2020 03:58
URL публикации: https://www.1sn.ru/249504.html


Судьба учителя. Жизнь, отданная детям

Учитель Павлов Гаврил Кириллович прославил (без преувеличения) Крест-Хальджайскую среднюю школу Томпонского района: десять лет его ученики становились победителями или призерами республиканской олимпиады по якутскому языку и литературе. Стать учителем, отдать всю свою жизнь без остатка детям, казалось, было предначертано самой судьбой.

Представьте, по аласу бегает босоногий мальчик, кидает вверх тяжелые гири и налету подхватывает их, но успевает при этом сделать кувырок или прыжок. Гири – это его игрушки, они весом в два, три и пять килограммов, ими мама взвешивает сливочное масло (она учетчица на колхозной ферме).

Других игрушек у него не было, поэтому он придумывал всякие забавы, каждый раз усложняя упражнения с гирями. Однажды за таким занятием его застали геологи из экспедиции, которые остановились немного передохнуть на ферме. Один из них стал упрашивать мать Гани отдать мальчика ему, сказал, что сделает из него артиста цирка. Такого ребенка с такими физическими данными он, мол, еще не видел. Но мать отдать единственного сына, конечно, отказалась.

А геолог, видно, кому-то рассказал о мальчике, поэтому скоро на ферме появился известный журналист того времени Григорьев Д.П. и попросил Ганю показать свои кульбиты с гирями. Вскоре в республиканской газете «Кыым» появилась статья под названием «Куустээх уол», т.е. «Сильный мальчик». Но на роду было написано стать Гане учителем, а не артистом.

В 1961 году он пошел в школу, до сих пор с теплотой вспоминает своего первого учителя Постникова Николая Ивановича, это был очень добрый человек, приятной внешности, всегда спокойный и доброжелательный. Возможно, еще тогда у Гани в душе зародилась мечта стать учителем.

С мамой Анной Кирилловной.

В начальных классах стал запоем читать книги, в четвертом классе читал уже «Судьбу» Николая Якутского, «Весеннюю пору» Мординова. Его мама Анна Кирилловна, у которой было образование всего 4 класса, была большим книголюбом, она перечитала все книги в библиотеке, постоянно выписывала журнал «Хотугу сулус» («Полярная звезда»). Так что любовь к чтению пришла к сыну с молоком матери.

Еще в детстве появилась потребность делиться с кем-нибудь о прочитанном, сначала это была мама, потом младшие братья и сестры, одноклассники, друзья.

Когда ему было шесть лет, мама вышла замуж, друг за другом с разницей в два-три года родились двое братишек и три сестренки.

Ганя очень любил и жалел мать, во всем помогал ей. Родители целый день были на работе, и многие домашние дела были на Гане - готовил еду, мыл посуду, колол дрова, топил печь. И, конечно, занимался с детьми - читал им книги, учил читать, писать, заставлял пересказывать услышанное или прочитанное, радовался их успехам в школе. Все дети Харитоновых (у них фамилия отца) учились хорошо, все получили образование, стали специалистами. И все они в один голос теперь говорят: это заслуга старшего брата.

Школьные годы. Ганя в третьем ряду второй справа.

Гаврил мечтал стать учителем якутского языка и литературы. Упорно шел к этой мечте. После окончания школы смог поступить в Якутский университет только на третий раз. Два года возвращался домой ни с чем и упорно готовился к следующему разу. И вот он наконец студент!

Студенческий ансамбль хомусистов.

После окончания университета Гаврила направили в Амгинский район, в Сатагайскую школу. Проработал он там четыре года. Попал в очень хороший коллектив, теплыми словами вспоминает завуча Никитину Татьяну Ивановну, коллегу Лукину Анастасию Николаевну, которые сыграли большую роль в становлении молодого учителя. И дети полюбили Гаврила Кирилловича, не хотели его отпускать, когда он собрался домой, в родные края. Писали ему письма, отправляли открытки.

Недавно Гаврил Кириллович посчитал - 180 писем и открыток из Сатагая, он их все бережно хранит. А вернулся он в родной Крест-Хальджай по уважительной причине: тяжело заболела мама, инсульт, две младшие сестры еще учились в школе. А из Сатагая ему все писали, просили вернуться, директор долго не хотел никого брать на постоянную работу.

С 1982 года Гаврил Кириллович работает в Крест-Хальджайской школе, 42 года учит детей родному языку и литературе. Уроки якутской литературы плавно перетекали в классные часы, учитель давал возможность детям выговориться, учил иметь личное мнение о прочитанном и уметь его аргументировать.

Недавно ему позвонил Баланов Сергей, бывший выпускник, сейчас артист Якутского драмтеатра, вспомнил, как Гаврил Кириллович со слезами на глазах рассказывал им о Хачагыре, главном герое рассказа, а сейчас этого героя играет сам Сергей и старается, чтобы плакали зрители.

Гаврил Кириллович часто встречается со своими выпускниками, и лучшей награды для него нет, когда вдруг они начинают спорить о героях того или иного произведения.

В Крест-Хальджайской школе есть традиция: в последний день учебы перед «Последним звонком» проводятся любимые уроки, которые выпускники сами называют. И очень часто они выбирают уроки якутской литературы. Гаврил Кириллович показывает им их же тетради, читает их сочинения, стихи, показывает фотографии, видеофильмы.

Дети признаются, что любят Гаврила Кирилловича за доверительное отношение к ним. Сам учитель вспоминает, что в его педагогической практике было три случая, когда он сам извинялся перед учеником за свое некорректное поведение, мирился и пожимал ему руку. Это шокировало ученика, меняло его мнение об учителе. Потом они становились друзьями.

Один из его учеников - Заболоцкий Владимир - посвятил любимому учителю свое выпускное сочинение, написал такие прекрасные слова об учителе, что Гаврил Кириллович, перечитывая эти строки, вдохновляется на новые творческие дела.

Одно время в школе работал проект «Школа в школе», он имел профориентационное направление. Педагоги решили заранее знакомить детей с теми профессиями, о которых они мечтают. Поэтому были созданы так называемые школы: «Медик», «Экономист», «Правовед», «Учитель» и другие.

Гаврил Кириллович создал школу «Театр плюс», ставил с детьми мини-сценки по произведениям якутской классики. Этот «Театр» со временем стал очень популярным в школе, от желающих "стать артистом" не было отбоя, а Гаврил Кириллович старался привлекать и так называемых «трудных» ребят.

В мае традиционно проводился большой школьный праздник - «День театра». И обязательно нас всех ждал какой-нибудь сюрприз, так называемое «Открытие года». Прекрасные были времена! Спасибо Гаврилу Кирилловичу!

Он вспоминает Саввина Максима, которому помог поверить в себя. Он не блистал ни в учебе, ни в спорте, был очень тихим. Гаврил Кириллович научил его декламировать стихи, и Максим стал побеждать в конкурсах разного уровня. Максима потом приняли в коллектив «Элляйик», без него не проходило ни одно торжественное мероприятие. Окончил школу совсем другим человеком.

Таких «максимов» сейчас у Гаврила Кирилловича много, создал так называемую «выходную» группу из мальчиков: в красивых национальных костюмах, на волнующем якутском языке молодые люди читают торжественные стихи. Любо на них смотреть!

Со своими ученицами, победителями республиканской олимпиады: (слева направо) Винокурова Нюргуяна, Тегюрюкова Валя, Габышева Лана, Бысыина Саяна.

Гаврил Кириллович прославил Крест-Хальджайскую школу: десять лет его ученики становились финалистами республиканской олимпиады по якутскому языку и литературе и десять лет подряд становились победителями или призерами. Такого успеха не добился ни один учитель в районе, и в республике таких учителей, наверное, только по пальцам пересчитать. В этом году Гаврил Кириллович удостоен высокого звания «Заслуженный учитель Республики Саха (Якутия)».

С молодости Гаврил Кириллович увлекается игрой на хомусе. Будучи студентом, он в составе популярного тогда ансамбля хомусистов «Алгыс» гастролировал по республике и за ее пределами. Первым руководителем ансамбля, кстати, была наша землячка Лидия Михайловна Попова, затем его возглавил известный в настоящее время Иван Хомус.

Работая с такими людьми, наш Гаврил стал настоящим виртуозом. А что умеет он, должны уметь и другие – такой девиз настоящего учителя. С первого класса он начинает обучение на хомусе, у детей и у их родителей появился интерес к национальному музыкальному инструменту.

Гаврил Кириллович добился того, чтобы у каждого ребенка был свой личный хомус. Два раза в год у нас в школе проводится «День хомуса», где все классы демонстрируют свое мастерство, учителя тоже подключаются к этому празднику, и все торжество заканчивается совместной игрой на хомусе всей школой. Это грандиозное зрелище!

У нас в республике много малокомплектных и малочисленных школ, порой и учителям, и ученикам трудно конкурировать с крупными школами. В Крест-Хальджайской СОШ создали сетевое объединение с красивым названием «Алдан-Ситим», куда вошли национальные школы Томпонского и Таттинского районов, расположенные по берегам реки Алдан.

В рамках этого объединения проводятся различные мероприятия: семинары, конференции, олимпиады, спортивные соревнования, профессиональные конкурсы учителей, педагогические чтения. Учебный год начинается с мероприятия «Открытие сезона», где составляются планы работы, а год завершается национальным праздником «Ысыах».

Встреча одноклассников спустя годы.

Многие молодые учителя говорят: «Все мы вышли из Алдан-Ситима». Гаврил Кириллович ежегодно проводит олимпиаду по якутскому языку памяти Ефимовой Саргыланы Николаевны, безвременно ушедшей из жизни шестнадцать лет назад. Когда Гаврил пришел в нашу школу, у него было сразу два наставника, две замечательные учительницы: Саргылана Николаевна и Кобякова Евдокия Николаевна. Они опекали молодого учителя, своим примером показывали ему, каким должен быть настоящий учитель. А еще он просил обязательно упомянуть имя Жегусова Дмитрия Степановича, благодаря которому стал учителем. Дмитрий Степанович живет в Черкехе Таттинского улуса, ему около 90 лет, ученик и учитель часто общаются по телефону.

С сестрой Еленой Васильевной, учителем английского языка.

У самого Гаврила Кирилловича больше тридцати учеников, которые выбрали дорогу жизни своего учителя, посвятив себя якутскому языку и литературе, национальной культуре, народному творчеству. Среди них Настя Колесова, отличница учебы, золотая медалистка, Винокурова Нюргуяна, серебряная медалистка, родная племянница Харитонова Марианна, которую недавно наградили знаком «Надежда Якутии», Бравина Саргылана, учительница из Мирного, которая стала мастером фольклорного искусства, Артемьева Алтаана, учительница из Амгинского улуса, с которой часто встречается на республиканских олимпиадах и ученики которой тоже занимают призовые места, Бурцева Лия, учительница из Чурапчи, в данное время работает организатором школы, и многие другие. Ими гордится учитель и готов часами о них рассказывать.

Как-то Гаврилу Кирилловичу очень понравился телепроект «Битва хоров», и у него зародилась идея организовать и провести в школе подобное. Задумал и воплотил в жизнь. И вот уже в классах учителя музыки, классные руководители, родители разучивают с детьми старинные якутские песни. Конкурс приурочивают к юбилеям якутских писателей, ко Дню комсомола, ко Дню Победы, поют забытые песни наших бабушек и матерей. Битва хоров проходит всегда на высоком эмоциональном уровне, бывает волнительно и трогательно, трогает за душу детей и взрослых. И каждый раз приходишь к мысли: как хорошо, что у нас работают такие учителя, как Гаврил Кириллович!

Большая семья Гаврила Кирилловича.

Несколько лет назад в Якутии проводилась республиканская деловая игра «Профи – учитель». Сначала все учителя республики выполняли тестовые задания по своим предметам. Получившие высшие баллы приглашались в Якутск для участия во втором туре. Среди приглашенных был, конечно, наш Гаврил Кириллович. Он провел открытый урок в одной из столичных школ, защитил один из своих проектов, участвовал в дискуссии с авторитетным жюри и, в итоге, завоевал второе почетное место. Мы бурно радовались, поздравляли своего коллегу, а он до сих пор сокрушается, что до первого места ему не хватило одного балла.

С сестрой и племянником Богданом Харитоновым, выпускником РУДН.

Гаврил Кириллович – душа педагогического коллектива, люди тянутся к нему, у него много друзей, со всеми он в хороших приятельских отношениях. Интересный собеседник, многих он увлекает своими идеями, задумками, старается вокруг себя создать дружественную творческую обстановку.

В селе ни одно мероприятие не проходит без его участия, он пишет сценарии к праздникам, он ведущий на торжественных мероприятиях, он конферансье на концертах, он тамада на юбилеях и свадьбах. На таких людях, как Гаврил Кириллович, стоят сейчас наши поселки, села и деревни.

Так уж сложилась судьба: сначала Гаврил помогал матери вырастить детей, потом сестре - поднять на ноги ее сына, сейчас помогает детям своих племянников, а они называют его дедом и каждое лето приезжают к нему в деревню. Так что спокойной жизни пока нет, да Гаврил Кириллович и не хочет этого. Он живет в темпе современного времени! «Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей...»

Раиса ОМУКЧАНОВА.

Справка:

Павлов Гаврил Кириллович родился 20 марта 1954 года в с.Крест-Хальджай Томпонского района ЯАССР.

В 1971 году закончил Крест-Хальджайскую среднюю школу.

С 1971 по 1973 г.- кочегар в котельной Крест-Хальджайской средней школы.

С 1973 по 1978 г. учеба в Якутском государственном университете, на историко-филологическом факультете, на отделении якутского языка и литературы.

С 1978 по 1982 г. - учитель якутского языка и литературы в Сатагайской средней школе Амгинского района.

С 1982 года по настоящее время - учитель якутского языка и литературы в Крест-Хальджайской средней школе.

Имеет почетное звание «Заслуженный учитель РС(Я)». Награжден орденом 3 степени «За вклад в развитие российского образования», знаком «Отличник образования РС(Я)», знаком «Учитель учителей», знаком «Почетный работник образования РФ».

Стипендиат Фонда «Баргарыы» РС(Я), Обладатель Гранта Главы РС(Я), Почетный гражданин Баягантайского наслега.

Делегат 1 съезда учителей якутского языка и литературы, делегат 13 съезда учителей и общественности РС(Я).