У ЕР снова будет конституционное большинство в Госдуме
Суд Евросоюза наказал Польшу за добычу угля
В Амурской области задерживают сотрудников полиции
Глава Якутии поздравил Петра Аммосова с победой на выборах в Госдуму
Российского дипломата вызвали в МИД Британии по "делу Скрипалей"

27 сентября – 15 лет со дня принятия Декларации о суверенитете

С докладом на такую тему – «Республика Саха (Якутия) и федеративные отношения: вчера, сегодня, завтра» – Председатель Госсобрания РС(Я) Ньургун Тимофеев выступил на заседании общественно-политического круглого стола «Кустук». С полным его текстом можно познакомиться на сайте http://il-tumen.sakha.ru.

Тогда было трудно даже прогнозировать

Ньургун Тимофеев дал высокую оценку «исторической миссии, выполненной Верховным Советом республики XII созыва, возглавляемого Михаилом Ефимовичем Николаевым». Он напомнил при этом, насколько сложным было время, когда шел поиск обновленных форм государственности, новых политических институтов: тогда «трудно было прогнозировать даже ближайшее будущее нашей республики".

В России, по его словам, «всегда велись и ведутся дискуссии по поводу того, какая же модель государственного устройства является идеальной и где та золотая середина, которая бы обеспечила поступательное развитие нашему обществу".

Противоречия не между Центром и регионами, а между властными структурами

На взгляд Ньургуна Тимофеева, история страны связана не просто с унитарной формой государственности, но с различными вариациями административно-командной, тоталитарной системы.

Дело не в том, что российская ментальность, как считают некоторые, не приемлет федеративных отношений. «На мой же взгляд, проблема несколько в другом. Скорее всего, она в том, что категориями унитарного государства и администрирования оперирует чиновничество , как в Центре, так и в регионах. И, когда мы говорим о противоречиях между Центром и регионами, то в значительной части - это противоречия между властными структурами . Вместе с тем, надо заметить, что игнорирование роли гражданского общества, социального фактора в укреплении федеративных отношений - очень серьезная ошибка».

Главная задача государственного строительства

Ньургун Тимофеев обращает внимание на то место в Послании Президента РФ Федеральному Собранию, в котором Владимир Путин особо подчеркиваает, что «одной из крупных задач в сфере государственного строительства является укрепление Федерации как условие построения эффективного государства".

В настоящее время процесс развития федеративных отношений характеризуется завершением договорных и внедрением конституционно-правовых механизмов. И заключается, прежде всего, в законодательном разграничении полномочий и сфер ведения между федеральным, региональным и местным уровнями власти, в упорядочении межбюджетных отношений, координации и согласовании общих и специфических интересов Центра и территорий.

И общая стратегия, и конкретные шаги, должны соответствовать Конституции РФ, иметь ясные цели, серьезные экономические обоснования, «вне политической конъюнктуры» , подчеркивает Ньургун Тимофеев. Он привел ряд примеров. 17 марта 2005 года Правительством РФ в Государственную Думу внесен новый проект федерального закона "О недрах". «Согласно данному законопроекту основой системы пользования недрами является федеральная собственность на недра. Однако это положение противоречит ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, согласно которой вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также природопользование, охрана окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов».

У регионов отнимают стимул повышения доходной базы

На его взгляд, действующая в России модель финансового выравнивания и формирования трансфертов регионам во многом не отвечает требованиям эффективного развития экономики федеративного государства. «Выравнивание производится практически по всей совокупности доходных источников бюджетов субъектов Федерации без учета статуса этих источников. Это приводит к скрытому перераспределению доходов от одного субъекта Федерации другому. Тем самым ликвидируется стимул повышения собственной доходной базы регионов , поскольку любой прирост доходов подлежит перераспределению».

Логичнее было бы, считает спикер якутского парламента, объемы выделяемых Центром средств и ресурсов привести в соответствие с предметами ведения и полномочиями, определенными Конституцией РФ, федеральными законами и обязательными двусторонними договорами между органами власти Федерации и ее субъектов. «Здесь мы исходим из того, что многие вопросы - политические и социальные, экономические - сложно регулировать без договоров, учитывающих все аспекты многообразия субъектов Федерации, интересы многонационального населения России».

Ил Тумэн как орган политической власти

С принятием Федерального закона №159-ФЗ, подчеркнул Ньургун Тимофеев, значительно возросли роль и значение законодательных органов субъектов Федерации.

«Отсюда вытекает необходимость усиления роли Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) как органа политической власти , как центра политической активности общества - ведь через позицию депутатского корпуса общественность республики выражает свою политическую волю».

Спикер проинформировал участников круглого стола о планах сформировать Общественно-экспертный Совет при председателе парламента республики, куда бы вошли представители общественности и бизнеса, других сфер нашего общества. «Причем не только опытные, но и молодые, по-новому мыслящие люди. Люди не закомплексованные, открытые и разумные. И мы готовы рассмотреть все дельные идеи и предложения на сей счет».

Стратегические интересы республики

Говоря о задачах Государственного Собрания, Ньургун Тимофеев подчеркнул, что оно в своей деятельности должно исходить из стратегических интересов республики.

«В политической сфере - это сохранение основ государственности Республики Саха (Якутия) со всеми его атрибутами и властными институтами. Напомню, что в Конституции Российской Федерации за республиками закреплен статус государств . Мы должны рассматривать укрепление государственности республики как неотъемлемую часть сильной российской государственности.

В перспективе нам нужно усилить работу по совершенствованию конституционного законодательства. Не секрет, что мы испытываем прессинг со стороны Дальневосточного федерального округа и прокуратуры республики по содержанию Конституции Республики Саха (Якутия). Возможно, есть необходимость исключения отдельных норм, но при этом главное - сохранить жизненно важные основы нашей государственности".

Почему молчит общественность?

Глава парламента выразил сожаление, что общественность «не подает голоса по такой архиважной теме или мы не смогли организовать дискуссию»? По его же мнению, очень важно широкое общественное обсуждение предлагаемых поправок в политических партиях, общественных организациях и в средствах массовой информации. «…республикам принадлежит особая консолидирующая роль в рамках Федерации. Республики имеют свою Конституцию, свой парламент, свое правительство, свой государственный язык, свой герб, флаг, гимн и другие государственные атрибуты. Обладая соответствующими государственными механизмами, республики имеют возможность обеспечивать национальное, духовное развитие отдельных этносов. Но вместе с тем имеют и реальную возможность позитивно влиять на осуществление наиболее полных и многообразных связей между народами в государстве в целом».

Эти вопросы, считает он, требуют осмысления на общегосударственном уровне с учетом современных подходов к федеративному устройству нашей страны.

Экономические основы

Говоря об экономических основах государственности республики, Ньургун Тимофеев подчеркнул важность реализации государственных программ социально-экономического развития республики и участия Якутии в федеральных целевых программах, более тесно работать с теми федеральными органами, которые формируют политику в алмазо-бриллиантовой сфере. Среди приоритетных и вопросы развития нефтегазового комплекса республики. В ближайшее время на обсуждение Госсобрания РС(Я) планируется вынести обсуждение транспортной стратегии республики, реформирование энергосистем, жилищно-коммунального хозяйства и другие.

Он также выразил убежденность, что за громадными цифрами отчетов по реализации программ развития села стоят нерешенные задачи, что «средства не всегда доходят до конкретных сельхозтоваропроизводителей». «…настоящим бичом стала безработица на селе и, как следствие, алкоголизм, неприкаянность сельчан. А ведь село - это колыбель коренных народов Якутии, именно в сельской местности сохраняются наша культура, наш язык, пока еще лишенные налета маргинальности. Проблемы нашего села - это как раз то, что во многом мы можем и обязаны решить сами, без оглядки на федеральный центр».

Надо, по его словам, сделать так, чтобы каждая копейка, выделяемая на сельское хозяйство, работала на развитие. «Чтобы не просто оплачивалась уже произведенная продукция, но получался задел для расширения производства, для внедрения новых технологий. Мы должны видеть перспективу, а не заниматься латанием дыр в проблемах села, причем с учетом не только экономических, но и культурных, духовных аспектов".

В постоянном поиске потенциала самобытного развития

В заключение Ньургун Тимофеев напомнил о позиции одного из видных теоретиков федеративных отношений Рамазана Абдулатипова , который считает, что «федерализм - это не только механизм согласования и преодоления противоречий, но и постоянный поиск потенциала самобытного развития, саморазвития, самоутверждения, поиск общности интересов, целей и задач деятельности граждан, всех субъектов Федерации, всего общества многонационального народа Российской Федерации.

Я хотел бы добавить к этому: очень важно, чтобы в нашей стране, как в любом другом демократическом правовом государстве, полный и всесторонний учет интересов населения стал главным принципом и руководством к действию».

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
23.09.2005 19:18 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ