В Якутии педофил получил 12 лет колонии за изнасилование падчерицы
В наблюдатели пришли люди, которых ранее не интересовала политика
Олег Тиньков и Минюст США пришли к соглашению
Белый медведь сутки "держал в заложниках" семью оленеводов
В ЯГБ-3 началась диспансеризация волонтеров-пожарных

Газета «Молодежь Якутии» опубликовала выступление председателя постоянного комитета по науке, образованию, культуре и средствам массовой информации Александра Жиркова на XI съезде учителей и педагогической общественности РС (Я), который состоялся 5 октября 2005 г.

В своем выступлении он обратил внимание на изменения характера миграционных процессов в республике в целом и в Якутске в особенности: «Если в 70-е и 80-е годы население столицы республики увеличивалось в основном за счет притока русскоязычного населения (прирост этой группы населения в Якутске в период с 1970 по 1990 гг. составлял в среднем по 2400 человек ежегодно, тогда как прибавление сахаязычного населения — примерно по 1200 человек), то, начиная с 90-х годов, ситуация резко изменилась. За 15 последних лет движение русскоязычного населения Якутска имело отрицательное сальдо в среднем по две тысячи человек в год. Проще говоря, за эти годы из числа представителей этой группы населения за пределы столицы выехало почти на 28 тыс. человек больше, чем прибыло на жительство. В это же время миграция сахаязычного населения в Якутск имела значительное положительное сальдо — примерно по две — две с половиной тысячи человек ежегодно. Иными словами, за 15 лет в столицу республики прибыли на жительство почти 35 тысяч бывших жителей сельских мест республики. В итоге активными участниками общего миграционного потока в Якутске стали свыше 60 тыс. человек, то есть более четверти жителей города, включая его пригороды».

Все это, по мнению Александра Жиркова, привело к значительным изменениям в национальном составе столицы республики. «По данным статистики, если процентное соотношение двух носителей государственных языков в Якутске в 1990 г. составляло 25 процентов якуто-и свыше 70 процентов русскоязычного населения, то в 2002 г. носителей якутского языка стало 43 процента, а русского языка — 46 процентов. На 2005 г. мы имеем уже примерно равное соотношение численности обеих групп населения".

Депутат утверждает, что эти факты не учитываются руководством Якутска при планировании и осуществлении образовательной политики в столице нашей республики, так как из пятидесяти пяти школ всего пять общеобразовательных учреждений - для детей с базовым якутским языком обучения.

Поднимая проблему широко, а речь идет не только о строительстве новых школ (депутат признает существование проблем жизнеустройства и трудоустройства сельских мигрантов, их адаптации в условиях города, отсутствие для многих возможности устроиться на работу, приобрести жилье), Александр Жирков, начав стремительно, резко останавливается, то есть сказав «А», не говорит «Б».

Неужели Александр Жирков вполне серьезно верит, что все эти проблемы можно успешно решить лишь на деньги городских налогоплательщиков и только нежелание мэрии этому мешает? А как сами депутаты рассматривают эти проблемы, какое отражение они находят в Инвестиционной республиканской программе? Компенсируются ли, наконец, республикой расходы городского бюджета на содержание населения, прибывающего с улусов, тем более, что этот поток, как признает Александр Жирков, не иссякает?!

Автор сообщает, что уже седьмой год в Якутске действует общественное движение родителей, которое добивается строительства хотя бы одной школы и одного дошкольного образовательного учреждения с базовым якутским языком обучения. При этом он почему-то ничего не говорит о том, что нынешней осенью справило новоселье одно из таких учебных заведений?! Правда, сообщает, что в городе идет строительство Якутской городской национальной гимназии, подчеркивая, что финансирование ведется только из республиканского бюджета. Разве было бы справедливо по отношению к другим давно существующим городским школам, многие из которых переполнены либо находятся в старых зданиях, начать строить школы только для тех детей, которые прибывают из улусов и родители которых считают, что они должны учиться только в мононациональных учебных заведениях?!

Нисколько не желая оспаривать необходимость создания национальных средних учебных заведений, хотелось бы просто предостеречь от крайностей. Автор, например, пишет: «В соответствии с Конституцией Республики Саха (Якутия) государственными языками Якутии являются язык саха и русский язык. Следовательно, речь идет об обеспечении гарантированного законом права гражданина па получение качественного, доступного образования и воспитания на этих двух языках. Из всех населенных пунктов республики наиболее проблемным с точки зрения выполнения указанных требовании действующего законодательства становится г. Якутск". Позвольте спросить, а что, в республике есть другой, кроме Якутска, город, куда сегодня мигрирует население? Получается, если люди уезжают из улусов, значит, нагрузки на школы там снижаются, может быть, тогда надо ставить вопрос о перераспределении средств в пользу образовательной системы Якутска?!

Село – якутское ли, русское ли, бурятское ли – всегда было и остается колыбелью национальной культуры, именно оно веками хранит то исконное, что связывает нас национальными корнями с историческим прошлым, питает современную культуру, является живительным источником языка. И тот факт, что, как утверждает Александр Жирков, «42 процента детей саха дошкольного возраста не говорят или не понимают свой родной язык", свидетельствует лишь о том, что продолжается разрушение основы основ – якутского села. Миграция – это лишь следствие этого губительного для нации процесса.

Заявляя «о нарушении конституционных прав ребенка и родителей на свободный и доступный выбор языка обучения», депутат ни словом не обмолвился о том, какие пути решения этой проблемы видит. Зато он знает, кто их должен решать, в том числе и за него: глава администрации г. Якутска И.Ф. Михальчук и вице-президент А.К. Акимов.

Конечно, было бы все понятно и объяснимо, если бы любой другой депутат съезда учителей внес в резолюцию съезда такое предложение: «Предложить администрации г. Якутска совместно с Министерством образования Республики Саха (Якутия) разработать перспективный план строительства в г. Якутске объектов образования в соответствии с требованиями статей 5 и 6 Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании» и части 5 статьи 14 Закона Республики Саха (Якутия) «О статусе столицы Республики Саха (Якутия) — г. Якутска». Но когда это изрекает Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре и средствам массовой информации, который обладает информацией во всей ее полноте и прекрасно знает и возможности муниципальных образований, и перспективы развития образования, понимаешь, что все это лишь чистейшей воды популизм.

Владимир Шестаков


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
16.10.2005 16:25 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ