В Хабаровском крае родившие тройню женщины получат жилье
За сутки в Якутии возникло еще 10 лесных пожаров
Трудовых мигрантов будут ввозить чартерными поездами?
В Москве горит склад пиротехники, слышны взрывы петард
Губернатор Калужской области госпитализирован с COVID

Прошлое, отстоящее от нас в десятках лет, на самом деле совсем близко. «Дела давно минувших дней» вдруг громко стучат в наши души, заставляя вспомнить и осуществить что-то до поры до времени дремавшее где-то далеко в глубинах подсознания, что-то очень важное, как это произошло с известным якутским писателем Степаном Сивцевым-Хамалга. С самого начала реставрации затерянной в лесах Атамайской Николаевской церкви литератор был одним из её трудников. Сегодня он гость ИА SakhaNews.

– Степан Ефремович, расскажите, пожалуйста, о ваших корнях, о ваших предках, построивших Атамайскую церковь.

– Родился и вырос я в деревне, основанной в 1877 году скопцами. Называлась она в те времена Хатын-Аринское скопческое поселение. После скопцов здесь жили ссыльные татары, башкиры, черкесы. Когда настала Советская власть, ссыльные разъехались кто куда, и в деревню заселили местных жителей, членов колхоза имени Отто Юльевича Шмидта. Поэтому деревенька моя известна как деревня Шмидт. Сейчас входит в Бетюнский наслег Намского улуса Якутии.

Деревня в одну улочку, добротные, построенные на совесть дома, купалки в старице, рыбалки на реке – всё это из моего детства. После сильных ветров на улице мы часто находили старинные монеты, утерянные когда-то жителями этой деревни. Также детвора безрезультатно искала клад скопчихи Настаа эмээхсин – старушки Анастасии.

Отец мой, Ефрем Степанович Сивцев – Таллан Бюря, родился в Хатын-Аринском наслеге. Он рано осиротел и был поводырем слепого старика-сказителя. Что интересно, старик этот по памяти читал псалтырь.

Мама – Марфа Николаевна Харитонова, уроженка Атамайского наслега, уроженка Улуу Сысыы. В Улуу Сысыы жил род Харитоновых, из которого вышли известные люди: Лука Никифорович Харитонов – советский и российский учёный, доктор филологических наук, профессор, Егор Никитович Харитонов – первый директор Якутского государственного золотопромышленного треста «Ягзолото», Мария Кузьминична Гаврилова – первый доктор географических наук из народа саха, академик РАЕН, международной академии Северного форума и Нью-Йоркской академии наук, заслуженный деятель науки РФ и РС(Я), почётный работник гидрометеослужбы России, почётный член Русского географического общества.

Первая Атамайская церковь во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца была построена в 1870 году в местности Улуу Сыhыы на средства инородца Атамайского наслега Намского улуса Никифора Даниловича Аргунова и освящена 7 ноября 1870 года епископом Якутским и Вилюйским Преосвященным Дионисием. В 1890 году храм сгорел.

Второй храм на том же месте был построен после пожара и освящён в 1895 году епископом Мелетием. Строительство храмов проводилось силами местных жителей, мой прадед Д.Харитонов на свои средства заказал шестнадцать колоколов. К слову, мой отец и мама были крещены в Атамайской Николаевской церкви.

– В сердцах многих коренных якутян живут вера в Христа и в то же время – благоговейное отношение к матушке-природе, граничащее с её обожествлением. Как Вы можете объяснить этот феномен?

– Верование якутов говорит о том, что в Срединном мире всё сотворено Аар Айыы Тойоном – верховным божеством. В христианстве Бог – творец Вселенной и всего живого в ней. Поэтому саха приняли православие безболезненно.

– Какое место в Вашей жизни занимает Бог? Это к вопросу о реставрации церкви: что Вас сподвигнуло принять в ней участие: вера, долг перед праотцами или просто бережное отношение к истории родного края?

– Я – православный. Путь мой к православию был долгим, сложным. Как вы знаете, нас с детства, будь мы то октябрята, то пионеры, затем комсомольцы, воспитывали в духе атеизма. Первый урок уважения к православию, как ни странно, преподал нам с братом наш отец – коммунист, учитель Ефрем Степанович Сивцев.

Было это так: как-то мы с братом в старом, заброшенном амбаре нашли завёрнутую в рогожу икону, всю почерневшую от времени и пыли времени. Принесли домой и не могли придумать ничего лучшего, как поставить икону в угол забора и стрелять по ней из рогатки. Брат мой славился своей меткостью – мог на лету сшибать воробьёв из рогатки. Но, как мы ни старались, никак не могли попасть в икону. И вдруг кто-то схватил меня за ухо и прохрипел: «Что вы, паршивцы, творите?!» Оказывается, подошёл отец. Скомандовал нам зайти в дом, сам поднял икону и бережно сдул с неё комки земли. Зайдя в дом, он соорудил на углу напротив входной двери полочку, поставил туда икону.

«Икона создана руками простого человека, который вложил в неё свою душу, свою любовь к Всевышнему. Это памятник истории. Историю свою надо знать и беречь. В детстве я благодаря тому, что читал псалом, научился читать и писать. В наказание за то, что вы так отнеслись к иконе, я налагаю на вас наказание. Становитесь на колени перед иконой и читайте за мной молитву:

Отче наш, иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки!»

Так продолжалось три дня. А на четвёртый день к нам летовать приехала семья писателя Юрия Ивановича Шамшурина. Их мать-старушка зашла к нам взять молока, увидела икону, опустилась на колени и начала молиться. Когда она закончила, отец снял с полки икону и преподнес её пожилой женщине. Видели бы вы слёзы радости на её лице!

Когда я стал взрослым, мне приснился сон: как будто я стою у окна и наблюдаю, как по улице бредёт вереница безликих, серых людей. И как будто я их узнаю и не узнаю. В это время ко мне как будто подошла моя покойная матушка и сказала: «Это души твоих родственников, которых ты когда-то обидел». И тогда я вспомнил: в местности Омоллоон находится наше родовое кладбище. Когда-то в детстве, мы, несмышлёная шпана, однажды опрокинули надгробные кресты, на которых не было серпа и молота и звезды.

Тогда и понял, что я совершил страшный грех. И, чтобы покаяться, повиниться, я принял таинство Крещения.

Восстановление Атамайской Николаевской церкви – это мой священный долг перед моими праотцами, перед моей мамой. И это покаяние. Я дал себе слово поставить часовню на кладбище, когда я это сделаю, то буду надеяться, что полностью искупил те давние грехи, которые совершил несмыслёнышем в детстве.

– Кто из местных жителей помогал реставрировать старинный храм? Что они об этом говорят? Это было веление души?

– Впервые вопрос о восстановлении церкви подняли народный поэт Якутии Наталья Харлампьева, мой старший брат Тит Ефремович Сивцев, краевед Михаил Тимофеев. А инициатором, движителем практических работ стал Афанасий Васильевич Мигалкин.

Благодаря ему был создан фонд восстановления Атамайской Николаевской церкви, которую возглавил Александр Степанович Контоев – известный борец, призёр чемпионата мира (2001) и чемпионатов Европы (2002, 2005, 2013), чемпион России (2002). Надо сказать, что Атамайскую церковь долгое время охраняла, оберегала от стихийных бедствий и пожаров бабушка Александра Контоева – Евдокия Давыдовна Скрыбыкина. Она жила в Улуу Сысыы, как отшельница Агафья Лыкова. Александр руководил восстановлением колокольни. Помогали ему в этом местные парни из села Салбанцы.

– Что Вы все почувствовали, когда над таёжными просторами вновь зазвенели колокола храма?

– После восстановления храма я бросил клич – соберём, по примеру наших предков, средства на отливку колоколов. Создал ватсап-группу «Мы родом из Улуу Сысыы». Потомки Харитоновых, Колмогоровых, Аргуновых, Даниловых живо откликнулись на него, стали перечислять деньги, кто сколько сможет. Так, например, Саргылана Дмитриевна К. перечислила 50 тысяч, Прокопий Дмитриевич Рахлеев, полный кавалер знака «Шахтёрская слава», заслуженный шахтер РФ из Татты, отправил более 15 тысяч.

Заказали на Московском колокольном заводе пять колоколов. Затем они были освящены в Якутском Преображенском кафедральном соборе владыкой Романом.

Колокола были установлены и зазвучали 7 ноября 2020 года, день в день 150-летия освящения первой церкви.

Это было нечто! Все участники установления колокола говорили, что почувствовали окрылённость, освобождения от всех тяжёлых дум, очищение души.

После этого на средства жителей села Магарассы – потомков выходцев из Улуу Сысыы заказали большой колокол и установили его 1 апреля. Устанавливал колокола Николай Лыхин – звонарь епархии. Церковь обрела свой голос, ожила! На колоколе есть надпись: «В дар Атамайской Николаевской церкви от благодарных потомков».

– Когда вы написали свой первый рассказ? Как родился его сюжет? Где его напечатали?

– Писать я начал поздно. Первый свой рассказ написал в начале 2000-х, на охотничью тему. Писал для души, запостил на форуме «Охота». После этого на меня вышел главный редактор журнала «Байанай» Юрий Борисов и попросил меня писать для этого популярного в народе издания.

– Что означает псевдоним Хамалга? Почему Вы выбрали именно такой?

– Псевдоним мой – название нашего рода. До конца семидесятых прошлого века мы не знали про то, что мы из рода Хамалга. Только после того как у нас родилась дочь Ириша, отец написал на обороте фотографии, где Ириша с Айылганом, сыном моего брата Ильи: «Они из рода Хамалга!» и рассказал, что род Хамалга могущественный, из него вышло много кулуба, тойонов (знаменитых и богатых людей. – Ред.). Род наш произошёл от сына Элляя – Намылга Силик, шамана. У якутов не принято называть шаманов по имени, поэтому иносказательно прозвали Род Хамалга. Хам – на древнетюркском означает шаман.

– Какое произведение вы считаете главным в своём творчестве? Почему?

– Об этом говорить еще рано. Думаю, лет эдак, через пятнадцать-двадцать к этому вопросу вернёмся.

– А есть ли что-то общее между профессией писателя и учителя, ведь вы работали в школе?

– И те и другие – наставники. Учитель наставляет учеников, готовя их к взрослой жизни, формирует у них мирровозрение. Читатель, зачитываясь произведением писателя, начинает подражать тем или иным героям книги, начинают думать, как они, подражать им. То есть писатель невольно становится для них наставником.

– Что бы Вы пожелали нашим читателям?

– Знайте и берегите историю родного края. Давно пришла пора обратиться к своим истокам.

Ольга СЕРГЕЕВА,

ИА SakhaNews.

В материале использованы фотографии Афанасия Мигалкина, Тараса Никонова и Степана Сивцева.

Справка :

Сивцев Степан Ефремович родился 4 апреля 1955 года в селе Бетюнцы Намского района Якутской АССР в семье известного поэта, учителя Ефрема Степановича Сивцева – Таллан Бюря.

Его детство, учеба прошли на родине, в Намском улусе. В школьные годы, как один из лучших октябрятских вожатых, был награждён путёвкой во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек».

Трудовую деятельность С.Е.Сивцев начал сразу после окончания средней школы пионервожатым в Бетюнской восьмилетней школе, затем служил в Советской Армии. За успехи в боевой и политической подготовке и примерную воинскую дисциплину был награждён нагрудным значком Минобороны СССР «Отличник Советской Армии», стал специалистом первого класса.

После увольнения в запас в 1975 году стал работать начальником караула в Намской пожарной части.

В 1978 году поступил в Намское художественно-графическое педагогическое училище, которое закончил с отличием в 1981 году. Затем был направлен для работы в Верхнеколымский район Якутской АССР.

После возвращения из Верхнеколымского района работал учителем черчения, труда и изобразительного искусства в Намской средней школе, Намской улусной гимназии, директором Центра новых информационных технологий при управлении образования Намского улуса. Многие его ученики становились победителями на республиканских олимпиадах по черчению и ИЗО. Создал при улусной гимназии детскую телестудию, которая была неоднократной победительницей республиканских конкурсов детских телестудий.

В качестве руководителя Центра новых информационных технологий добился комплектации школ улуса компьютерными классами с выходом в Интернет, организовывал курсы и семинары для учителей улуса. Педагогическая общественность улуса высоко ценит вклад С.Е. Сивцева в развитие района.

При этом С.Е. Сивцев всегда был активным общественником. В Верхнеколымском районе был солистом юкагирско-эвенского танцевального коллектива «Лондол», участником народного танцевально-хорового коллектива «Ньургусун», возглавлял Намское общество книголюбов.

По его инициативе в улусе в 1996 году был создан Совет отцов села Намцы. Эта инициатива получила широкое распространение в улусе.

В 1997 году в селе Хамагатта был проведен первый республиканский семинар отцов с участием этно-педагога К.Чиряева.

В 1997 году Степана Ефремовича избрали председателем улусного совета отцов. На этом посту, до 2002 года, С.Е. Сивцев проводил большую работу по повышению ответственности и роли отцов в воспитании детей, в этот период силами советов отцов были построены несколько общественных объектов – Центры духовного развития, возрождены Клубы юных друзей милиции, народные дружины.

Степан Ефремович, как председатель улусного отделения Общества книголюбов, проводил встречи писателей Якутии с общественностью, тематические литературные викторины, организовывал выставки художников-иллюстраторов, художников – уроженцев Намского улуса.

Все эти годы он занимался творчеством. В первую очередь – работал над литературным наследием своего отца, известного якутского поэта Ефрема Степановича Сивцева – Таллан Бюря. Подготовил к печати ряд публикаций произведений отца в литературных журналах республики, а венцом его работы над литературным наследием Таллан Бюря стала подготовка к печати книги «Уолан Эрилик», в которую вошли ранее не печатавшаяся полностью поэма и статьи о ней. Эта книга стала событием в литературной жизни республики и достойным вкладом в увековечивание памяти Таллан Бюря.

Самостоятельное литературное творчество С.Е. Сивцев начал ещё в годы работы в селе Нелемное Верхнеколымского района, его очень интересовали юкагирские предания, легенды. Он записывал их и литературно обрабатывал. Его влекло к прозе, он начал писать рассказы. И, когда в 2005 году, его пригласили на работу в научно-популярный журнал охотников и рыболовов «Байанай», он согласился с удовольствием.

Произведения С.Е. Сивцева вызвали интерес не только читателей, но и писателей и критиков не только Якутии. Как прозаик Степан Сивцев билингвален – он пишет рассказы на якутском и русском языках, его произведения публикуются в литературных журналах не только республиканских, но и российских.

Его основательное знание якутского и русского языков позволило обратиться к одному из сложных жанров литературного творчества – переводу. Им переведены с русского на якутский рассказы мастера классической прозы Михаила Пришвина, с якутского на русский - повести «Рождение мести», «У мёртвой протоки» народного писателя Якутии Семёна Попова–Тумата, книга Николая Винокурова–Урсуна «Завяжи в узелок», рассказы народного писателя Якутии Василия Васильева-Харысхала, стихи Елены Слепцовой–Куосуннаах, рассказы долганской писательницы Анисьи Спиридоновой.

Степан Ефремович – член Союза писателей России, Союза журналистов РФ. Прозаик, переводчик. Автор пяти книг.


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
06.05.2021 02:46 (UTC+9)
Комментарии: 2
Апачи 06.05.2021 06:25

Пора и нам в нашей деревне восстанавливать часовню, которую все называли церковью. Ее разрушили коммоиольцы льцы в 1930-е, в том числе мои родственники


Вуглускр 06.05.2021 15:28
Общество, отторгнувшее Христа, разлагается заживо. И мы с Вами, кто бы что ни говорил - свидетели этого разложения.

Слава Богу, что есть ещё в Якутии такие люди. Пока они живы, с нами Бог.


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ